var div_970x90 = [[970, 90],[728, 90]]; var div_336x280 = [[250,250],[300,250],[320,170],[320,200],[320,250],[336,280]]; var div_300x600 = [[240,400],[240,600],[250,250],[300,250],[300,300],[300,320],[300,400],[300,500],[300,600]]; var div_650x333 = [[336,280],[580,332],[580,333],[650,333]]; googletag.cmd.push(function() { var map650x333 = googletag.sizeMapping().addSize([992, 0], div_650x333).addSize([0, 0], [[336,280]]).build(); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_top', div_336x280, 'div-336x280_top').addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_1', div_650x333, 'div-336x280_1').defineSizeMapping(map650x333).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_2', div_336x280, 'div-336x280_2').addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_3', div_336x280, 'div-336x280_3').addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_336x280_btm', div_650x333, 'div-336x280_btm').defineSizeMapping(map650x333).addService(googletag.pubads()); googletag.pubads().enableSingleRequest(); googletag.pubads().collapseEmptyDivs(); googletag.enableServices(); }); googletag.cmd.push(function() { // not render hided ads according grid css var map300x600 = googletag.sizeMapping().addSize([768, 0], div_300x600).addSize([0, 0], []).build(); var map970x90 = googletag.sizeMapping().addSize([992, 0], div_970x90).addSize([768, 0], [[728, 90]]).addSize([0, 0], []).build(); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_970x90', div_970x90, 'div-970x90').defineSizeMapping(map970x90).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_970x90_btm', div_970x90, 'div-970x90_btm').defineSizeMapping(map970x90).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_300x600', div_300x600, 'div-300x600').defineSizeMapping(map300x600).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_300x600_sticky', div_300x600, 'div-300x600_sticky').defineSizeMapping(map300x600).addService(googletag.pubads()); googletag.defineSlot('/21931593928/vuzlit_rich', [1, 1], 'div-rich').addService(googletag.pubads()); googletag.pubads().enableSingleRequest(); googletag.enableServices(); });

Фонология как раздел языкознания. Проблемы фонологии

План:

  • 1. Понятие о фонеме
  • 2. Учение о фонеме в концепциях различных фонологических школ

Фонология - наука, изучающая звуковой строй языка в структурном и функциональном аспектах. Фонология изучает социально значимые различия и тождества звуковых элементов языка. В этом ее отличие от фонетики, которая исследует физические и акустико-артикуляционные свойства звуков речи.

Базовой фонологической единицей является фонема - минимальная единица языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения значимых единиц - морфем и слов. Одной из задач фонологии является установление состава фонем в языке и их взаимоотношений. Для решения этой задачи проводится фонологический анализ, который проходит несколько этапов:

  • 1) выделение из текста различительных звуковых признаков;
  • 2) моделирование из них свойственных данному языку звуковых образований;
  • 3) анализ полученных звуковых образований.

На первом этапе происходит определение тождества и различия звуков, находящихся в разных позициях. На втором этапе проводится полный анализ и определения фонем. Классификация фонем рассматривается как третий этап фонологического анализа. Выделяют два типа классификаций:

  • 1) дистрибутивную, основанную на комбинаторных особенностях фонологических единиц;
  • 2) конституциональную, основанную на особенностях фонологических признаков.

Различные типы классификаций представляют деление фонем на различные классы: а) дистрибутивные, и б) конституциональные.

Учение о фонеме было создано в русском языкознании основателем Казанской лингвистической школы И. А. Бодуэном де Куртенэ. Идеи Бодуэна де Куртенэ положили начало образования трех фонологических школ:

  • 1) Московской;
  • 2) Петербургской;
  • 3) Пражской.

Разница в концепциях данных школ состоит в разной трактовке фонемы.

Московская теория фонем основывается на понятии «позиция». Под фонемой здесь понимается ряд позиционно чередующихся звуков.

В рамках Пражской теории фонему представляет ряд звуков с одинаковой функциональной характеристикой: анализируются различительные признаки, для которых можно найти оппозиции, то есть противопоставления.

Фонологи Петербургской школы говорят об относительной самостоятельности фонемы, поэтому необязательно изучать фонему в составе слова или морфемы.

В связи с разными трактовками фонемы есть разные ответы на два основных вопроса фонологии:

  • 1) Как определить, какую фонему представляют данные звуки?
  • 2) Как определяется состав фонем в языке?

В Московской теории фонем предлагаются такие ответы: 1) чтобы узнать, какую фонему представляет данный звук, надо установить, в какой ряд позиционных чередований он входит; 2) каждый особый ряд позиционных чередований - особая фонема.

Пражская теория фонем дает следующие ответы: 1) чтобы узнать, какую фонему представляет данный звук, надо установить, в какие оппозиции он входит; 2) сколько фонетических единиц с разными функциональными характеристиками, столько и фонем в языке.

Лингвисты Петербургской школы отвечают на вопросы таким образом: 1) в одну фонему объединяются звуки, похожие друг на друга (акустически и артикуляционно); 2) количество, состав фонем в языке определяются по позиции наибольшего различения. Такой позицией для гласных является положение под ударением, для согласных - положение перед гласными.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >