Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Математика, химия, физика arrow Греческие ученые

Философское учение Аристотеля

Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа.

  • § Физика -- наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию междусилой и энергией.
  • § "Первая философия" Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Бытие

Бытие -- живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

  • 1. Материя -- "то, из чего". Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  • 2. Форма -- "то, что". Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
  • 3. Действующая причина (начало) -- "то, откуда". Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина -- это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
  • 4. Цель -- "то, ради чего". Высшей целью является Благо.

Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект -- 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности -- индивидуального бытия, и второй сущности -- бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Содержание и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.

Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

Вопросы онтологии:

  • 1) философия занимается вопросами бытия как такового или бытия вообще.
  • 2) философия или физика исследует сущее, причастного к движению.

Акт и потенция

Своим анализом потенции и акта Аристотель ввёл в философию принцип развития, что явилось ответом наапорию элейцев, по которой сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего. Аристотель же говорил, что и то и другое невозможно, во-первых -- потому что сущее уже существует, а во-вторых -- нечто не может возникнуть из ничто, а значит возникновение и становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству "небытия".

Акт и потенция (действительность и возможность):

  • § акт ("энергия") -- деятельное осуществление чего-либо;
  • § потенция -- сила, способная к такому осуществлению.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Греческие ученые