Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Культура письменной речи

Язык как средство общения

Литературный язык - общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов - язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых подчинены определенным историческим закономерностям.

Наличие разных пониманий явления, обозначаемого термином "литературный язык", свидетельствует о недостаточном раскрытии наукой специфики этого явления, его места в общей системе языка, его функции, его общественной роли. Между тем при всех различиях в понимании этого явления литературный язык есть не подлежащая никакому сомнению языковая реальность. Литературный язык является средством развития общественной жизни, материального и духовного прогресса данного народа, орудием социальной борьбы, а также средством воспитания народных масс и приобщения их к достижениям национальной культуры, науки и техники. Литературный язык - всегда результат коллективной творческой деятельности

Литературный язык составляет высшую форму национального языка. В лингвистике выделены основные признаки литературного языка. К ним относятся

  • · Обработанность;
  • · Устойчивость;
  • · Обязательность для всех носителей языка;
  • · Нормированность;
  • · Наличие функциональных стилей.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка - функциональные стили.

Стили языка получили название функциональных потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определённой информации и воздействия на слушателя или читателя.

Функция языка формирует стиль, определяя ту или иную манеру изложения - точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую. В соответствии с этим каждый функциональный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнить внутреннюю задачу данного стиля.

Функциональные стили являются исторически сложившимися и социально осознанными системами речевых средств, которые используются в той или иной сфере общения и соотносятся с той или иной сферой профессиональной деятельности.

Функциональный стиль речи -- разновидность литературного языка, выполняющий определенную функцию в общении.

Современному русскому литературному языку присущи книжные функциональные стили:

Наумчный стиль.

Научный стиль -- функциональный стиль, обслуживающий сферу науки.

Основная задача -- передача объективной информации.) природе, человеке и обществе.

Научный стиль используется в научных работах (монографиях, диссертациях, статьях), учебниках, энциклопедиях, рефератах, тезисах, отзывах, рецензиях, аннотациях, докладах на научные темы, лекциях и т. д. Преимущественно реализуется в письменной форме речи, хотя современном мире увеличивается роль и устной формы научной речи (съезды, конференции, симпозиумы).

Научный стиль характеризуется ясностью, точность логичностью, неэмоциональностью изложения; широк использованием терминологии и абстрактной лексики; преимущественным употреблением слов в их прямых значениях; тенденцией к сложным синтаксическим построения использованием вводных конструкций, указывающих логические отношения между частями текста, и т. д.

Разговорный стиль.

Разговорный (разговорно-бытовой) стиль -- функциональный стиль, который обслуживает сферу повседневно-бытового частного, неофициального общения.

Основными признаками речевой ситуации, формирующий этот стиль, являются неофициальность и непринуждённость общения; непосредственность общения; неподготовленность речи (отсутствие предварительного отбора языкового материала и предварительного обдумывания высказывания); тесная связь с ситуацией (многие элементы сообщения могут быть не выражены словесно, так как непосредственно содержатся в ситуации, сопровождающей речь), большая роль мимики и жестов.

Цель -- общение, обмен мыслями, впечатлениями.

Наиболее ярко проявляется в устной форме речи, причём обычно диалогической. В письменной форме разговорный стиль используется в области неофициальной переписки (частные письма, записки) и в дневниках.

Основными чертами разговорного стиля являются непринуждённый и даже фамильярный характер речи; прерывистость и непоследовательность её с логической точки зрения; эмоциональность и оценочность речи.

Разговорный стиль характеризуется широким использованием обиходно-бытовой и эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии, частиц, междометий, вводных слов, неполных предложений различного типа, слов-предложений, обращений, повторов слов, присоединительных конструкций и т. д.

Официально-деловой стиль.

Официально-деловой стиль - функциональный стиль, который обслуживает сферу административно-правовых отношений. Право - это выражение воли государства, оно призвано регулировать отношения между людьми, учреждениями, странами (международное право), между грани нами и государством.

Основная задача -- информация: констатация чего-либо, утверждение, предписание, извещение и т. д.

Официально-деловой стиль функционирует в форме документов разных жанров: законов, указов, приказов, постановлений, распоряжений, договоров, отчётов, протоколе заявлений, доверенностей, инструкций, справок и других, деловых бумаг. Наиболее ярко проявляется в письменной форме речи.

Официально-деловой стиль несёт на себе общую стилевую окраску долженствования. Кроме того, он характеризуется точностью изложения, не допускающей возможности инотолкований; стереотипностью, стандартизованностью изложения (отсюда -- система бланков для различных документов); детальностью, ясностью, логичностью изложения; отсутствием эмоциональности; наличием больше количества так называемых канцелярских штампов и клише, составных союзов и предлогов, отглагольных существительных, развёрнутых предложений и т. д.

Публицистический стиль.

Публицистический стиль -функциональный стиль, обслуживающий сферу политико-идеологических общественных отношений.

Основные цели - информация (в кратчайший срок сообщить о свежих новостях) и воздействие (формирование мировоззрения читателя и общественного мнения).

Своеобразие информационно-содержательной функции, выполняемой публицистическим стилем, заключается в том, что, во-первых, информация в этой сфере общественных отношений адресуется не узкому кругу специалистов, как, например, в сфере науки, а широким массам, всем носителям языка; во-вторых, здесь необходима быстрота передачи информации, что не является необходимым, например, в официально-деловом стиле (публицистика, как правило, посвящена «злобе дня»).

Публицистический стиль используется в разных жанрах (передовая статья, репортаж и др.) периодической печати и в средствах массовой информации, в общественно-политической литературе, агитационно-пропагандистских выступлениях (на митингах и собраниях) и т. д., следовательно, реализуется и в письменной, и в устной формах.

Художественный стиль.

Художественный стиль (стиль художественной литературы - Функциональный стиль, который обслуживает Этическую сферу общения.

Основная цель -- освоение мира по законам красоты, удовлетворение эстетических потребностей как автора художественного произведения, так и читателя, эстетическое воздействие на читателя при помощи художественных образов.

Используется в литературных произведениях разных родов и жанров: рассказах, повестях, романах, стихах, поэмах, трагедиях, комедиях и т. д.

Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нём используются языковые средства всех других стилей, однако эти средства (что очень важно) выступают здесь в изменённой функции -- в эстетической. Кроме того, в художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка -- просторечные, жаргонные, диалектные и т. д., которые также используются не в первичной функции, а подчиняются эстетическому заданию.

Можно сказать, что в художественном стиле все языковые средства, в том числе и нейтральные, используются для выражения поэтической мысли автора, для создания системы образов художественного произведения.

В целом художественный стиль обычно характеризуете) образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложен! специфичностью использования всех языковых средств.

Научный стиль.

Пример:

«Транспортные межцеховые связи по основным видам сырья и готовой продукции, а также передачи грузов между производственными цехами и объектами складского и транспортного назначения в большинстве своем обеспечиваются непрерывным транспортом (…) Автотранспортом готовая продукция поставляется потребителям, близко расположенным, им же выполняются подсобные погрузочно-разгруузочные работы».

Публицистический стиль.

Пример: Быстрые темпы развития ИС, предназначенных для ведения НСИ, не дают возможности разработчикам договориться о терминологии и разобраться во множестве существующих решений. Анализ рынка приводит к выводам о том, что российским компаниям для ведения НСИ больше других подходит модель «Звезда».

Официально-деловой стиль.

Пример:

Доверенность

Я, Алексеева Анна Ивановна, проживающая по адресу: г. Москва, ул. Пражская, д.35, кв. 127, паспорт 5799 №166703, выданный 20 отд. Милиции г. Москвы 26 января 1998 г., доверяю Хитровой Ольге Александровне, проживающей по адресу: г. Москва, ул. Кораблестроителей, д. 65, кв. 98, заключение договора с издательством «Юристъ» от моего имени.

29.05.08 Алексеева

Разговорный стиль.

Пример:

Двое спорили:

  • - Я не могу относиться серьезно к тому, что говорит этот бело-брысый юнец, - сказал один.
  • - И напрасно, - возразил другой, - доводы этого белокурого юноши весьма убедительны.

Литературно-художественный стиль.

Пример:

Княгиня Щербацкая находила, что сделать свадьбу до поста, до которого оставалось пять недель, было невозможно, так как половина приданого не могла поспеть к этому времени; но она не могла не согласиться с Левиным, что после поста было бы уже и слишком поздно, так как старая родная тётка князя Щербацкого была очень больна и могла скоро умереть, и тогда траур задержал бы ещё свадьбу.

«Анна Каренина» Л.Н. Толстой

Задание 2.

  • 1. Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни. Регулярно поступает информация, что деньги из федерального бюджета используются не по назначению.
  • 2. Авторы многое придумали для того, чтобы сделать музыкальный эфир более интересным. Программа предложила новую концепцию музыкальной передачи, сделав ее более модной, стильной, современной, придумав огромное количество компьютерных спецэффектов, применив новую технику монтажа.
  • 3. Судя по всему, авторы проекта не учитывают российского менталитета. Не ценят живого ума наших с вами соотечественников.
  • 4. Огромное количество колдунов, прорицателей, целителей, появившихся в последнее время, настолько заворожило внимание людей, что желающих попасть на такие сеансы очень много. Один из посетителей встреч с А. Кашпировским поделился своими ощущениями, и рассказал, что после первого сеанса еле мог шевелиться.

Мой Петербург

« Люблю тебя Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит…»

(А.С. Пушкин)

У берегов Невы в течении столетий сталкивались силы двух государств для решения вопроса - которому из государств должно принадлежать первенство на Севере. Главной причиной всех споров было желание овладеть течением реки, которая впадает в Финский залив, открывая выход к Балтийскому морю, и носит скромное название на финском языке ( newa ), что в переводе означает болото.

И ведь действительно, мой город Санкт- Петербург воздвигнут на болоте. Именно благодаря своему приморскому месторасположению в Петербурге не слишком приветливый, прохладный климат. Воздух здесь насквозь пропитан едва уловимым запахом солёных волн Финского залива. Странной особенностью этого города является то, что у него до сих пор есть жители. Хотя на протяжении только двадцатого века не было ни одного положительного природного явления, способствовавшего развитию жизни на берегах Невы, но вопреки всему она существует. И правит городом, покой и дрема засыпанного, осушенного и вымощенного болота. Немыслимо себе представить, что этому загадочному городу более трёхсот столетий.

Петербург не похож ни на один другой город в мире, по вполне объективным историческим и географическим причинам. Я горжусь, что родилась и живу в самом красивом городе на свете. Я часть его, точнее, частичка, в его огромных до конца не изученных глубинах. Сколько писателей и поэтов воспевали и описывали в своих произведениях Петербург! Никого он не оставляет равнодушным.

Санкт-Петербург заслуженно называется культурным центром России. Ведь нет места в мире, где бы было столько сохранившихся памятников архитектуры. Здесь соседствуют здания различных эпох и стилей. И каждое строение наполнено особой харизмой, и кажется, что у каждого здания своя жизнь, своя судьба. Петербург славен и многообразием музеев, таящих в себе историю развития науки, культуры и искусства. Богатые материалы, старательно собиравшиеся столетиями видными деятелями культуры и простыми людьми разных времён и эпох.

Санкт-Петербург нельзя представить себе без гранитных набережных реки Невы, без каналов и маленьких речушек, разводящихся мостов, без морского ветра, несущего с собой запах Балтики. Также нельзя почувствовать Петербург без красивейших парков и садов, укрывающих в своей тенистой прохладе прохожих летом, а зимой завораживающих красотой деревьев в белом ажуре снега. Нельзя не вспомнить и о белых ночах. Удивительное время с мая по июнь, когда вечерняя заря сходится с утренней, и всю ночь длятся лёгкие сумерки, и город почти не спит. Огромное количество туристов каждый год приезжают в Петербург, чтобы насладиться всей этой красотой. И это далеко не все особенности и представления о моём городе. Всех его тайн не знает ни один его житель. Это самые настоящие другие берега, с другими временами и другим пространством.

Питер - это сказка, это сон воплощённый в реальность! И это мой город, моя маленькая родина!

Публицистическая заметка

Петербург иногда называют « музеем мостов», хотя их в городе и меньше, чем, например в Венеции.В Северной столице России расположены 23 из 300 разводных мостов Европы. А всего в городе ( не считая пригородов) более 500 мостов перекинулись через водные глади рек и каналов. Петербургские мосты играют огромную роль не только в хозяйственно- экономической жизни города, но и являются важнейшей составляющей его архитектурного облика, придавая городу неповторимый романтический оттенок. Петербургские мосты - это произведения искусства, требующие соответствующего ухода. Дворцовый мост - уникальное инженерное сооружение. По мосту ежедневно более 24тысяч машин пересекают Неву. Мост Дворцовый мост - самый любимый и знаменитый в Северной столице благодаря впечатляющему виду, который открывается во время развода моста в Белые ночи или ранние утренние часы. Силуэт двух разведённых половин моста со сверкающим посередине тонким шпилем Петропавловского собора давно стал визитной карточкой города, а сам Дворцовый мост и прилегающие к нему набережные превратился в место проведения праздников городского и всероссийского масштаба. Планировался Дворцовый как один из красивейших мостов Петербурга. Несмотря на то, что Дворцовый мост, как и другие мосты через Неву, по ночам подсвечивается, его архитектурно - художественное оформление на сегодняшний день одно из самых бедных по сравнению с другими мостами Петербурга. Любопытно, что нынешний, привычный глазу и растиражированный открытками и буклетами вид моста представляет собой исторический «недострой». Будет ли когда - нибудь Дворцовый мост включён в замечательную архитектурную среду так, чтобы не нарушать её целостности и художественных достоинств, а наоборот объединять архитектурные ансамбли, разделённые Невой? Хочется верить, что к вековому юбилею Дворцового моста нынешняя власть завершит недоделанное ещё с императорских времён. Было бы соответствующее желание.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Культура письменной речи