Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Обучение диалогической речи на уроках иностранного языка

Обучение диалогической речи

Диалогическая речь

Согласно требованиям государственного стандарта в области обучения иностранному языку, конечным результатом педагогических воздействий должна быть способность учащихся свободно общаться на иностранном языке, которая включает в себя умение вести непринужденную беседу на темы, определенные обязательной программой обучения иностранного языка.

Свободное владение иностранным языком предполагает в свою очередь умение экспромтно, спонтанно реагировать на всевозможные ситуации реальной действительности. В связи с этим конечной целью обучения иностранного языка является овладение навыками неподготовленной речи, как монологической, так и диалогической. Рассматривая язык как средство живого общения, следует обращать максимальное внимание на развитие диалогической неподготовленной речи, т.к. согласно мнению многих методистов эффективной формой обучения иноязычному общению является именно диалогическая речь [6, с. 21].

Диалогическая речь - это форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений. Кроме того, предложения диалогической речи отличаются значительным структурным своеобразием. Диалог может представлять собой смену реплик-монологов, вопросов и ответов. Реплика второго собеседника может продолжать, подхватывать предшествующую реплику или повторить ее [22, с. 43].

Основная цель участников общения - поддержание речевого взаимодействия, в ходе которого происходит последовательное порождение собеседниками разнообразных по своему функционально-коммуникативному назначению речевых актов. Эти речевые акты - высказывания, объединенные ситуативно-тематической общностью, - направлены на обмен информацией и мнениями, побуждение к действиям, выражение эмоциональной оценки, соблюдение норм речевого этикета.

Поскольку диалог является межличностным общением, в нем нет отправителя и получателя, а есть два коммуниканта, и каждый из них в процессе диалогического общения становится то отправителем, то получателем информации. В модели коммуникативного акта принимают участие два лица, между которыми происходит многократный обмен знаниями. Эту постоянную смену говорящего лингвисты считают основной отличительной чертой диалога.

В живой диалогической речи обмен репликами происходит быстро, отсюда - неподготовленность, спонтанность речи, что требует высокой автоматизированности и готовности языкового материала.

В плане языкового оформления для диалогической речи характерна большая роль интонации, эллиптичность, использование речевых клише, присутствие модальных слов, междометий, общий разговорный стиль. Диалог отличается разнообразием неполных предложений и свободным от строгих норм оформлением высказываний (неоконченные предложения, ложные начала). В диалогической речи широко используются неречевые (экстралингвистические) средства общения (мимика, жесты) [24, с. 156].

С методической точки зрения различаются диалогическое единство, микродиалог и макродиалог. Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство, образуемое парой реплик, одна из которых - реплика-стимул, другая - реплика-реакция. Способы сочетания реплик могут быть различны, они лежат в основе функциональной типологии диалогических единств:

  • - вопрос - ответ;
  • - вопрос - контрвопрос;
  • - сообщение - вопрос;
  • - сообщение - ответное сообщение;
  • - приглашение (просьба) - согласие (несогласие);
  • - сообщение (приказ, просьба) - эмоциональная реакция;
  • - просьба - сообщение;
  • - сообщение - просьба.

Данные типы диалогических единств определяют типы диалогов, среди которых основными, включенными в программу обучения в школе, являются:

  • - диалог - односторонний расспрос (типа интервью);
  • - диалог - двусторонний расспрос;
  • - диалог - обмен мнениями;
  • - диалог - волеизъявление [23, с. 109].

Самая крупная структурная единица диалогической речи - тематический макродиалог, включающий в себя несколько микродиалогов, объединенных одной ситуацией общения.

Высший уровень владения диалогической речью предполагает ведение относительно непринужденной и разнообразной в структурном отношении беседы, парной или групповой.

В методике выделяют свободные и стандартные диалоги (диалоги этикетного характера). Последние обслуживают типовые ситуации с четко закрепленными ролями (покупатель - продавец, врач - пациент) и предполагают использование стереотипного языкового материала. К свободным диалогам традиционно относятся беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально общая логика развития разговора жестко не фиксируется социальными речевыми ролями. Граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений речевой ситуации.

Диалогические умения предполагают владение достаточным запасом функционально разнообразных реплик и включают в себя такие частные умения как:

  • - умение реплицировать (обмен репликами в диалоге и полилоге);
  • - умение проводить свою стратегическую линию в общении в согласии с речевыми интенциями собеседников или вопреки их интенциям;
  • - умение учитывать новых речевых партнеров;
  • - умение прогнозировать поведение собеседников, исход той или иной ситуации[28, с. 73].

В методике преподавания иностранных языков сложились два пути обучения диалогической речи - дедуктивный и индуктивный.

При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалогического образца, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона для построения ему подобных. Диалог-образец является диалогическим комплексом, он состоит из нескольких диалогических единств [27, с. 108].

Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучиваемый. Сторонники такого подхода ссылаются на то, что в естественных условиях ребенок усваивает систему языка «сверху вниз»: от крупных интонационно-синтаксических блоков к их элементам, развитие идет путем вычленения элементов из целого, принадлежность к целому облегчает припоминание и т.п. Недостаток этого подхода в том, что он не развивает умения самостоятельно использовать материал в речи, сосредоточивая внимание на формальной стороне речи. Путь от целого диалога к усвоению его элементов приводит к тому, что наступает преждевременная автоматизация элементов в той взаимосвязи, в которой они употреблены в целом диалоге. Это ведет к его механическому заучиванию и ограничивает возможности свободного разговора в новых условиях.

Второй подход - индуктивный - предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. Этот подход приобретает все больше сторонников благодаря тому, что с первых же шагов направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи; становление речевых умений и навыков при таком пути происходит в процессе общения. Опора на аналогию играет большую роль на нижнем уровне развития умений, при формировании первичных умений, и здесь эталонный диалог может сыграть свою роль, не для заучивания, а как образец для подражания. На более высоком уровне на первый план выступает задача научить школьников самостоятельно планировать речевые действия «через осознание мотивов, целей и возможных результатов действия», а также «развертывать содержание и форму речевых значений, адекватных смыслу» [24, с. 181].

В соответствии с индуктивным путем обучения подготовка к ведению диалога включает:

  • 1) совершенствование психических механизмов диалогической речи;
  • 2) формирование навыков использования языкового материала, типичного для диалогической речи;
  • 3) овладение умением взаимодействовать с партнерами в условиях внутренней и внешней речевой ситуации.

Обучение диалогу путём «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам. Как считает Е.Н. Соловова, оно проходит следующим образом:

Учитель

Ученик

  • 1. Определяет наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например, «У врача», «Разговор по телефону» и т.д.)
  • 2. Изучает материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся.
  • 3. Отбирает или составляет диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия и т.д.
  • 4. Определяет последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы.
  • 5. Знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога.
  • 6. В случае необходимости комментирует социокультурные особенностиречевого общения в рамках данной ситуации.
  • 7. Читает диалог или проигрывает запись диалога.
  • 8. Организует его обработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвистических средств.
  • 9. Организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учётом уже знакомых синонимичных моделей.
  • 10. Аналогично обрабатывает другие типовые диалоги.
  • 11. Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.
  • 12. Формулирует речевую установку для творческих учебных диалогов по теме.
  • 13. Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников.
  • 14. Планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса.
  • 1. Знакомятся:
    • - с новыми словами, речевыми моделями и клише;
    • - с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации.
  • 2. Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога.
  • 3. Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации и т.д.
  • 4. Учатся быстро реагировать на определённые реплики.
  • 5. Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.
  • 6. Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизменённой ситуации в соответствии с установкой учителя.

Как указывается в научно-методической литературе, успешность обучения диалогической речи обеспечивается при выделении определенной поэтапности в обучении диалогической речи, также с учетом системности упражнений и контролем овладения диалогическими единицами.

Соответственно с программными требованиями в обучении диалогической речи выделяются три этапа, учитывая специфику речевых навыков как автоматизированных операций при выполнении речевых действий.

Целью первого этапа обучения в средней школе в цикле уроков по теме является формирования речевых навыков и развитие умений диалогической речи. Это овладение учащимися набором речевых действий, которое позволяет участвовать в учебной коммуникации в объеме одного диалогического единства, построенного на изучаемом лексико-грамматическом материале.

Формирование навыков на данном этапе происходит в результате повторения целевых операций в составе все возрастающих по степени сложности речевых действий в диалогических единствах [26, с. 183].

Развитие умений диалогической речи происходит за счет того, что автоматизируемые операции усваиваются в составе основных действий диалогического единства, как реагирующих, так и стимулирующих.

Целью второго этапа обучения диалогической речи является совершенствование и развитие умений диалогической речи среднего уровня (филатов). Это такое владение учащимися набором речевых действий, которое позволяет ему участвовать в учебном микродиалоге (2-3 диалогических единств), включающий расширенные реплики.

Как указывается в научно-методической литературе, основным активизирующим на этом этапе является прием взаимного стимулирования, когда при порождении учебного микродиалога каждый учащийся, работая в паре, должен составить не только реагирующую реплику, но и стимулирующую.

Как указывается целью третьего этапа обучения, в цикле уроков по теме является развитие умений диалогической речи высшего уровня, под которым понимается способность обучаемых участвовать в развернутом диалоге в учебной ситуации. Учащемуся предоставляется полная самостоятельность в постановке конкретных целей, определении предмета речи, в выборе речевых действий и операций в заданной ситуации [2, с. 35].

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Обучение диалогической речи на уроках иностранного языка