Философское понимание природы. Виды природы

Понятие "природа" - одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово "природа" ассоциируется главным образом с двумя значениями:

  • 1) природа в смысле естественной среды обитания человека;
  • 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности, так называемых естественных наук (естествознания).

В этих своих значениях термин "природа" восходит к латинскому слову "natura", которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками христианского мира. Отсюда и "натуралисты" в смысле - исследователи ("испытатели") природы, и "натурализм" как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно "природы" при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.

Более внимательный анализ историко-философского, историко-научного материала и материала, относящегося к истории европейской культуры в целом, показывает, что, во-первых, термин "природа" имел и до сих пор сохраняет и другие существенно важные значения, а, во-вторых, за всеми этими значениями (включая и общепринятые) стоят глубокие идейные и культурно-исторические основания, без осознания которых невозможно понять роль понятия "природа" в постановке и решении именно философских проблем. Отсюда необходим более полный перечень существенно важных значений термина "природа" И.Т. Фролов. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов. Природа. Природа как предмет философского осмысления. С.01..

  • 1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.). Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными при сопоставлении таких выражений, как "красота природы" и "природа красоты"; "явление природы" и "природа явления" и т.д.
  • 2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин "природа" соотносителен с такими понятиями (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.
  • 3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле "природа", "природное" противопоставляется "духу", "духовному" в человеке как основе его нравственной свободы.

Эти значения выработаны задолго до отмеченных выше двух привычных нам сегодня значений термина "природа", которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем теперь эти отмеченные ранее два значения в общем перечне и в более точной формулировке:

  • 4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и пр.) их существования.
  • 5) Природа как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин - "наук о природе" или "естественных наук" (естествознания). В этом своем значении понятие "природа" формируется лишь в Новое время, в период становления промышленного капитализма и науки в современном ее понимании и носит ярко выраженный нормативный характер.

Хотя понятие "природа" в значении сущего в целом, космоса сыграло важную роль в развитии философии, особенно в античности, особое значение в обсуждении философских проблем оно обрело после осознания важности таких противоположностей, как "природа - культура" и "природа - дух" И.Т. Фролов. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов. Природа. Природа как предмет философского осмысления. С.01.. Уже древнегреческие философы стали различать всего того что существует не только «по природе», но и существует «по положению», т.е. по условным мнениям, по сложившимся обычаям и другими человеческими условностями. Позднее, начиная с Сократа, в философии зарождается понимание нравственности, добродетели, как того что уже изначально заложено в природе и затем постигается естественным разумом человека. С этой точки зрения к условному относится как раз все то, что создано самим человеком, все гражданские и культурные установления и учреждения, не исключая даже государства.

Во второй половине XX века, однако, когда была осознана вся серьезность возможного глобального экологического кризиса и наивность любых крайних подходов к решению будущего человеческой культуры, стали вырабатываться более реалистические концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития и другие. В настоящее время это проявляется в виде экологических проблем, создаваемых непродуманной или социально неконтролируемой деятельностью человека.

Природу можно условно разделить на два вида:

  • 1) «первая» природа - это весь мир, объективно существующий вокруг нас;
  • 2) «вторая» природа - это целый мир, произведённых человечеством, ранее в природе не существовавших вещей, процессов, состояний, который создан и используется для удовлетворения потребностей людей.

О «первой» природе можно утверждать, что её вещи, процессы, состояния, её целостность до, вне и совершенно независимо от сознания человека и то, что в нём - это коренное постоянное отличие природы как особой формы бытия. Природа в целом бесконечна в пространстве о времени, она всегда и везде была, есть и будет. Это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям: они существуют где-то, они когда-то и где-то возникают, т.е. говоря философским языком, их небытие сменяется их бытием. Они вступают в процесс развития, изменения, становления; их бытие - и сохраняющееся, и исчезающее. В конце концов, бытие природы перетекает её небытию, но это не означает прекращения бытия природы в целом.

«Первая» природа благодаря своим уникальным свойствам - является реальностью особого типа. Человек и его дух рождаются благодаря переходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала без человека. После возникновения человеческого рода, несмотря на всё его влияние на природу, огромная, поистине неизмеримая её часть по-прежнему пребывает как совершенно самостоятельная, полностью независимая от человека и человечества в целом.

«Вторая» природа строго зависит от «первой» - от природы как таковой, от её вещей, процессов, закономерностей, существующих, до, вне и независимо от человека. По типу, форме своего бытия, «вторая» природа сходна с «первой», из которой она рождается, но в пределах быта человека, его потребностей, она обладает важными особенностями. Во взаимоотношениях между «первой» и «второй» природами определяющая роль принадлежит «первой», хотя бы уже потому, что без её участия невозможны не только существование, но и создание «второй» природы.

Бытие «второй» природы - это бытие, которое возникло при непосредственном участие человека продолжает существовать в дальнейшем относительно независимой жизнью в течение очень длительного времени. В предметах и вещах «второй» природы воплощён материал «первой» природы, развивающийся по законам, независимым от человека и человечества в целом. В них воплощены труд и знания человека.

При сравнении «первой» и «второй» природы обнаруживается не только их единство, взаимосвязь, но и их различия. «Первая» - безграничное, переходящее бытие, где человек и его существование является переходящим моментом. «Вторая» - тесно связанное со временем, и пространством человеческого существования, с социальной стороной бытия. Вместе с тем, «вторая» природа обладает способностью локального разрушения «первой», что стало особенно ощутимо и заметно в последнее столетие. В настоящее время это проявляется в виде экологических проблем.

«Первая» природа - это то, что существует вечно и без чего даже невозможно представить существование мира. Человек в этой системе явление лишь переходящее, и «вторая» природа, созданная им исключительно для своего существования, имеющая в основе «первую» природу, обладающую по отношению человеку - вечностью. «Вторая» природа полностью зависит от пространственного и временного пребывания человека в «первой» природе.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >