Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Античная классическая философия

Античная классическая философия


Античная классическая философия

1). Период расцвета классической Греции - ее знаменитое «пятидесятилетие» - начинается в 479 г. до н.э. с победы греков при Саламине, и продолжается до 431 г. до н.э. - до начала злосчастной для Эллады внутригреческой Пелопоннесской войны. Высочайший расцвет Афин пришелся на правление Перикла.

При Перикле рабовладельческая демократия достигла своего расцвета. Государственные должности распределялись по жребию, их исполнение оплачивалось государством. Право на участие в народном собрании не ограничивалось имущественным цензом.

Вокруг Перикла собрались выдающиеся ученые, архитекторы, скульпторы, художники, философы. «Отец истории» Геродот, скульптор Фидий, философ Анаксагор, великие трагики Софокл и Еврипид, их предшественником был Эсхил. Трагедии Эсхила и Софокла укрепили позиции мифологического мировоззрения. В Афинах был принят закон, приравнивавший к государственному преступлению непочитание богов и объяснение небесных явлений естественным образом.

2). Софисты

Софисты (от греч. sophistes - мастер, знаток, художник, мудрец) - учителя мудрости и красноречия. В условиях античной демократии риторика, логика и философия оттесняют в системе образования гимнастику и музыку. В судах и народных собраниях умение говорить, убеждать и переубеждать становится жизненно важным. Поэтому появились платные учителя «мыслить, говорить и делать». Это софисты. Софисты были весьма популярны, их даже называли просветителями древнегреческого общества.

Софисты, в отличие от натурфилософов, определили проблему бытия не как проблему вещества, но как проблему сознания. Софистам присуще субъективизм, скептицизм, рационализм, релятивизм. Истина их не интересовала. Они учили искусству побеждать противника в спорах и тяжбах. До истины никому нет дела, важна была убедительность. Релятивизм - учение о том, что все в мире относительно. Истина относительна, она зависит от условий, от места и времени, от обстоятельств, от человека. Поэтому объективная истина - общая для всех - невозможна. Не существует и объективного критерия добра и зла, что кому выгодно, то для него и хорошо: «Болезнь есть зло для больных, а для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков - благо».

Таблица 1. Воззрения софистов и натурфилософов

Натурфилософы

Софисты

Черты

мировоззрения

Объективно-интуитивный космологизм (зарождение)

Субъективно-дискурсивный антропологизм (просвещение). Факт относительности всего - основание для всего мировоззрения софистов. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). (Релятивизм софистов).

Предмет

философии

Космологическое начало

Человек и его слово. Софисты особое внимание уделяли риторике, ораторскому искусству, проблемам языка и логики. Почти стихийно софисты уловили логическую силу слова и искусно использовали это в беседах и спорах.

Метод

Интуиция и созерцание

Дискурс, критицизм, поиск истины в диалоге. Софисты ввели диалогическую речь, что заставляло развивать человеческую мысль, движущуюся в противоречиях и ищущую из них выхода. Софисты учили людей мыслить. (Рационализм софистов).

Личность

философа

Бескорыстный мыслитель

Платное профессиональное преподавание. С распространением в V в. до н.э. демократических институтов особое значение приобрело умение произносить речи. Успех в политических дебатах в народном собрании или спорах в судебном разбирательстве во многом зависел от умения говорить убедительно, логично, красноречиво. Овладеть риторическими навыками можно было у софистов за плату.

Логос

Объективно-космологическое начало

Слово, закон мысли. Если все думают по-разному, то и истина у каждого своя. Поскольку софисты чувствовали, что знанием овладеть нельзя, они объявили, что это и не так уж важно. Значение имеет лишь полезное мнение. «У каждого человека своя истина, ее критерием является восприятие здорового и нормального человека» (Протагор). (Субъективизм софистов).

София

Космическая упорядоченность, действительность сама по себе

Мудрость слова, способность доказывать и убеждать. Однако, позднее, стремясь добиваться победы в споре любой ценой, они стали применять логические уловки. Эти логические уловки и хитрости называются софизмами. Софисты учили доказывать не истину, а нужное положение, не всегда истинное. Поэтому со временем софисты стали иметь дурную славу. «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела» (Горгий). «Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная, и софист - это человек, умеющий наживать деньги от кажущейся, а не подлинной мудрости» (Аристотель).

Из старших софистов наиболее известными были Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий. Именно в лице софистов мысль осознала себя абсолютной и единственной сущностью, способной поставить все под сомнение и ищущей критерия истинности лишь внутри себя, своих собственных доводов.

3). Сократ (469 - 399 до н.э.)

Один из великих учителей человечества, жизнь которого согласовывалась с его философией.

Сын малоизвестного скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты, афинянин из дема Алопеки. Чтение сочинений Анаксагора произвело на Сократа глубокое впечатление. Земными благами он не обладал. Злая жена Ксантиппа и сопряженные с ней семейные невзгоды не помешали Сократу выполнить гражданский долг по отношению к своей родине. Участвовал в трех походах в Пелопоннесской войне, показав себя стойким и мужественным воином.

Сократ вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора). Темами бесед были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро и зло, любовь, счастье, честность, справедливость и т.д.

Учительская деятельность Сократа, состоявшая в беседах со всеми, кто хотел его слушать, кончилась для него трагично: по обвинению поэта Мелита, ритора Ликона и демагога Анита, Сократ был привлечен к суду и приговорен к смертной казни. Обвинение заключалось в том, что Сократ развращает юношество, отрицает отеческих богов, и ищет какое-то новое знание. Считая себя невиновным и уважая законы, Сократ отказался от побега, подготовленного друзьями.

Сократ первым стал рассуждать об образе жизни, и первым из философов был казнен по суду. Он стал примером гражданского мужества и верности принципам. Его жизнь была воплощением его учения.

Главным предметом философии Сократа была нравственность.

Нравственность - есть истинное знание.

Одно только благо - знание. Одно только зло - невежество.

Сократ утверждает тождество знания и добродетели. Истинное знание заключается в правильно образованных понятиях, которые имеют объективное значение.

Теоретической основой этики Сократа является тезис о том, что добродетель есть знание. Нельзя быть добродетельным, не зная добра. Добродетельные люди счастливы.

Все практические и интеллектуальные усилия Сократа были посвящены поиску ответа на вопрос, какие убеждения являются наилучшими, какая жизнь - самой достойной.

Из отождествления знания и добродетели вытекали два существенных вывода:

1) никто не зол по доброй воле, а лишь по незнанию;

2) всякий может стать добрым, приобретя знание, развивши свой интеллект.

Как обрести это знание? Сократ попытался прояснить эти этические вопросы при помощи дискуссии (беседы, спора). Этот способ выяснения путем вопросов и ответов называется диалектикой. В беседах Сократ применял метод, который можно назвать методом субъективной диалектики.

Ирония - первый шаг этого метода - обнаружение собственного непонимания, преодоление самоуверенности. Сократ применял иронию и к самому себе, делая вид, что в беседе сам желает учиться, утверждая «я знаю лишь то, что ничего не знаю». В отличие от софистов, Сократ считал, что каждый человек может иметь собственное мнение, но истина для всех одна.

Майевтика - повивальное искусство - следующий шаг, направленный на достижение истины. Она помогала собеседнику «родить» новое знание. Суть майевтики в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Наведение - вид индукции - следующий шаг и самый трудный - определение понятий. Исходя из частностей, Сократ стремился к такому общему определению, которое охватывало бы все частные случаи. «Я решил, - говорил Сократ, - что надо прибегнуть к отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия». Сократ ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования. Фактически его диалоги представляют собой рассудочную машину по выработке понятий.

Если софисты исходили из субъективного содержания сознания, выраженное в ощущениях, то Сократ искал объективное содержание, выраженное в понятиях.

Как люди думают, так они и живут.

4). Платон (427 - 347 до н.э.)

Великий древнегреческий философ, которого считают основоположником всей европейской философии. Создатель концепции объективного идеализма.

Семейство Платона принадлежало к знатному аристократическому роду. Прошел полный курс тогдашнего воспитания, рано познакомился с философией Гераклита, Парменида, Зенона, пифагорейцев. В 20-летнем возрасте познакомился с Сократом и посвятил себя философии. Восемь лет был талантливым учеником и ближайшим другом Сократа, но после смерти учителя на десять лет покинул Афины. Был в Италии и Сицилии. Сиракузский тиран Дионисий Старший сначала любезно принял Платона, но вскоре философ ему надоел и тиран продал философа в рабство. На о. Эгина Платона выкупил киренец Анникерид и отпустил на свободу.

Вернувшись в Афины в 385 г., Платон открыл философскую школу, названную «Академией», просуществовавшую до 529 г. н.э. В возрасте шестидесяти лет Платон еще дважды посетил Сиракузы, уже при тиране Дионисии Младшем, ради опыта создать образцовое государство во главе с философски просвещенным правителем. Однако опыт потерпел неудачу. Последние десять лет Платон посвятил трудам: «Государство» и «Законы».

а). Учение об идеях - основа философии Платона.

Идеи (эйдосы) - первооснова мира. Идеи суть общие родовые понятия, первообразы реальных предметов. Идеи - суть истинное бытие. Идея представляет собой сущность, а значит и предельное совершенство, идеал любой вещи, и как идеал она первична. Мир идей у Платона есть подлинное бытие. Оно воспринимается только разумом.

Наряду с идеями Платон признает существование другого самостоятельного начала - материи. Материя вечна, и идеями не творится, она мертва и непознаваема. Платоновская материя почти что небытие. Материя не тело, но она телесна и является источником вещности.

Между миром идей (бытием) и материей (небытие) существует кажущееся неподлинное бытие, это мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей. Все вещи - дети идеи и материи. Мир вещей - второй промежуточный вид сущего (первый вид - идеи, третий вид - материя).

Таблица 2. Сравнение идей и чувственно воспринимаемых вещей

Идеи

Чувственные вещи

1. Находятся вне (физического) пространства

1. Находятся в (физическом) пространстве мира

2. Неделимы на части

2. Делимы на части

3. Всегда неизменны, образуют мир подлинного бытия

3. Постоянно изменяются, образуют мир становления

4. Бессмертны, неуничтожимы, истинны

4. Смертны, уничтожимы

5. Чувственно непостижимы, усматриваются только умом и размышлением

5. Исследуются при помощи органов чувств

6. Являются причиной себя и всего остального

6. Имеют причину в чем-то другом

7. Не имеют отношения к полезности

7. Могут быть практически полезными

8. Никогда не перерождаются во что-то противоположное (прекрасное никогда не равно безобразному)

8. Рождаются из противоположной вещи и переходят в противоположное

9. Близки божественному

9. Близки человеку и его жизни

б). Учение о материи. С помощью понятия материи Платон поясняет причину многообразия чувственного мира. Материя бесформенна и неопределенна. Платон уподобляет материю субстрату (материалу), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний (формы).

в). Учение о душе. Душа есть существо трехчастное. Нормальным состоянием и действием этих трех частей души образуются основные добродетели:

мудрость,

мужество (храбрость),

умеренность;

справедливость - державная добродетель, объединяет в себе три.

Платон утверждает переселение душ (метемпсихоз).

г). Процесс познания. Человек есть единство тела и души. Тело смертно - душа бессмертна. Сотворенные души обитают на звездах. Попав в тело, душа забывает о своей звездной обители. Но она способна к припоминанию ее. Суть теории познания Платона состоит в тезисе, что «знание - это припоминание (анамнезис)» того, что душа некогда знала, а потом позабыла. Он утверждал, что душа человека воспоминает то, что она созерцала, находясь в мире идей, до своего воплощения в теле. Подлинное знание есть знание разумное и относится к умопостигаемому миру идей. Предмет познания - идеи, а не вещи, о которых может быть лишь мнение.

Знание Мнение

Знание об идеях Связано с чувственным миром, ведет к абсолютной истине касается лишь внешней стороны вещей

Истинное знание есть основа нравственных поступков

д). Диалектика. Диалектика есть наука об общих положениях и общих терминах. Идеи есть одновременно и действительные сущности, и общие термины. Каждый рассуждающий об общих терминах, рассуждает вместе с тем также и об истинном бытии.

Для доказательства сущности каждой вещи рассуждение о ней должно быть правильным. В своей диалектике (в будущем это логика) Платон подходит к открытию законов мышления. Диалектиком Платон называет человека, который умеет ставить вопросы и давать ответы.

е). Учение о государстве. Платон создает учение об идеальном государстве. Нормальное государство (полития) - есть справедливость в обществе людей. Каждой из добродетелей соответствуют определенные общественные классы.

Разумной части души (мудрости) соответствует класс правителей, или кормчих. Их собственная добродетель есть мудрость, поэтому нормальное общество управляется философами. Сердечной энергии (мужество) соответствует класс государственных стражей и защитников, т.е. военное сословие, особая добродетель которых есть мужество. Чувственным вожделениям (умеренность) в обществе соответствует класс людей, занятых физическим трудом - ремесленники и земледельцы. Добродетель этого класса - сдержанность и умеренность.

Государство - высшая ценность. Человек живет ради государства, а не наоборот. Господство всеобщего над индивидуальным.

По Платону, возможны три формы государственного устройства: монархия - справедливая власть одного человека («моно» - один, «архэ» - начало); аристократия - справедливая власть меньшинства; демократия - справедливая власть большинства. Однако эти три «правильные» формы имеют тенденцию на практике превращаться в свои уродливые двойники: монархия - в тиранию (несправедливая власть одного человека), аристократия - в олигархию (несправедливая власть меньшинства), демократия - в тимократию (несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии; другой вариант - власть честолюбцев).

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию или олигархию, двумя оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

4). Аристотель (384 - 322 до н.э.)

Родился в Стагире на севере Греции. Отец его Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. В 18 лет Аристотель отправился в Афины и 20 лет провел в Академии. Там под влиянием Платона дух ученика развился так быстро, что он скоро занял самостоятельное положение относительно своего учителя.

После смерти Платона Аристотель покинул Афины. В 343 г. до н.э. македонский царь Филипп II пригласил его воспитателем своего сына Александра. Философ выполнил свою задачу, об этом свидетельствует благородный дух его воспитанника, величие его политических замыслов и подвигов, щедрость, с которою он покровительствовал наукам и искусствам. «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, т.к., если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену», - говорил сам Александр.

В 335 г. до н.э. Аристотель вернулся в Афины и при храме Аполлона Ликейского открыл философскую школу, названную «Ликей». Лекции, читаемые Аристотелем, были двоякого рода: научные и популярные. Ликей располагал значительной библиотекой и был ведущей философской школой.

После смерти Александра в 323 г. до н.э. в Афинах поднялась антимакедонская оппозиция, для которой Аристотель был подозрителен своим прежним отношением к Александру. За год до смерти он покинул Афины и поселился на о. Эвбея.

Как чужеземец, он никогда не был гражданином Афин, а всего лишь метеком. Но по рождению и воспитанию Аристотель был и остался настоящим греком.

Основной философский труд Аристотеля - первая философия (через триста лет названный «Метафизикой») - есть умозрительная наука «о причинах и началах».

а). Учение о сущности. Предмет философии - исследовать общую природу сущего как такового. Вся философия Аристотеля - попытка разобраться в сущем.

Аристотель начинает с критики теории идей Платона. Он решительно отвергал теорию идей, не допускал их объективного существования, считая идеи продуктом разума. Его возражения Платону таковы:

Приписывая всем вещам одноименные идеи, Платон удваивает мир. И здесь, в мире чувственно воспринимаемого, и там, в мире идей, сущность означает одно и то же.

Все доказательства существования идей не достигают своей цели.

Идеи провозглашаются причинами, но не могут ими быть, так как неподвижные идеи не могут быть причиною движения.

Платон толком не разъяснил, что же означает «причастность» вещей идеям, - это «пустые слова и поэтические метафоры».

Невозможно, «чтобы врозь находились сущность и то, сущностью чего она является».

Итак, сущность - это не вещество (возражение натурфилософам),

сущность - это не идея (возражение Платону),

сущность - это не число (возражение Пифагору).

Решая проблему бытия, Аристотель анализирует высказывания о бытии. Высказывание - по-гречески категория. Аристотель излагает систему десяти категорий. Основная категория «сущность» - отождествляется с бытием.

Категория сущность отвечает на вопрос: «ЧТО есть вещь?».

Остальные девять категорий - качества, количества, места, отношения, времени, действия, страдания, состояния, обладания - отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» Сущность умопостигаема. Она лишь делает предмет «вот этим». Чувствами воспринимаются лишь свойства той или иной вещи (предмета).

Согласно Аристотелю, существуют только единичные и конкретно определенные вещи (индивидуумы). Существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», конкретный дом находится в конкретном месте, а не «идея дома», и т.д. Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) - вторичной.

б). Учение о четырех причинах. Что же делает возможным существование отдельной вещи?

Аристотель задается вопросом о причинах: «Почему это происходит и что причина этого? Ведь как бы то ни было, не сам же субстрат вызывает собственную перемену; я разумею, что, например, не дерево и не медь - причина изменения самих себя, и не дерево делает ложе, и не медь - изваяние, а нечто другое есть причина изменения. А искать эту причину - значит искать то, откуда начало».

Аристотель высказывается о четырех причинах:

Материальная ------ Из чего?……………… например: Медь

Формальная --------- В чем сущность?….……………… Шарообразность

Производящая ---- Что есть источник движения? … Мастер

Целевая --------------- Зачем, для чего? …………………...Медный шар

в). Форма и материя. Аристотель считает, что по сути дела все причины могут быть сведены к двум: материи и форме, ибо действующая и целевая причины могут быть подведены под понятие «форма». Материя пассивна, инертна, бесформенна. Форма первична - она и есть сущность и суть бытия (архе) в собственном смысле. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность», - пишет Аристотель.

Так как же возникает вещь? Аристотель вводит два новых важных понятия «возможность» и «действительность». Материя - это возможность. Форма - это действительность. Возможность материи становится действительностью вещи. (Кузнец превращает возможность меди в шар, скульптор превращает возможность мрамора в действительность статуи).

Иерархия форм венчается высшей Формой - это Бог, он состоит из формы без материи. Это форма всех форм.

Изучение бытия возможно с помощью логики. Аристотель разработал основные законы и принципы формальной логики.

г). Учение о душе. Душа есть начало жизни.

Уровни души:

Высший - Разумная душа (человеческая) - ведает рассуждением и мышлением, включает и ниже перечисленные функции;

Средний - Животная душа - функции ощущения и желания; включает функции и низшего уровня;

Низший - Растительная душа - функции роста, питания и размножения.

Разум вечен, неизменен, бессмертен, способен к постижению бытия. Аристотель разделяет:

- деятельный разум - свободный от материи, чистое мышление;

- пассивный - способный только к восприятию.

С учением о душе связана этика Аристотеля. Добродетельная жизнь включает деятельность, хотя она должна быть бескорыстной. Тот, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, тот раб по природе.

д). Учение о государстве

Человек по природе - существо государственное. Совершенным человеком предполагается совершенный гражданин. Аристотель убежден, что есть правильные формы правления, имеющие в виду общую пользу. Но при известных условиях они могут вырождаться в неправильные.

правильные: неправильные:

монархия тирания

аристократия олигархия

полития демократия

Идеальной формой правления Аристотель считал политию - государство «среднего класса», особую комбинацию умеренной олигархии и умеренной демократии, где нет резкой поляризации бедных и богатых. Чем больше людей среднего достатка в обществе, тем оно стабильнее развивается. Среднего класса должно быть более 50%. А политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы.

Э н е р г и я п о н и м а н и я

софист натурфилософ сократ аристотель

1. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (Протагор). Как изменится смысл этого высказывания, если убрать слова после двоеточия

2. «Я знаю, что я ничего не знаю». Что этим хотел сказать Сократ? Может ли это быть формулой его превосходства над собеседником?

3. На основании чего философию Платона признают объективным идеализмом?

4. как соотносятся категории «сущность» и «форма» в философии Аристотеля?

Ф р а г м е н т ы и з к л а с с и ч е с к и х п р о и з в е д е н и й

Протагор (480 - 410 гг. до н.э.)

«У каждого человека своя истина, ее критерием является восприятие здорового и нормального человека».

Горгий (483 - 375 гг. до н.э.)

«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела».

Аристофан «Облака»

«Кривда хвалится тем,

Что прежде всех придумала я оспаривать законы,

И правду криво толковать, и побеждать неправдой…

Кривой дорогой приводить к победе дело слабых».

Ксенофонт «Воспоминания о Сократе»

«Из красоты и из знаний можно делать равно благородное и гнусное употребление. Так, красоту если кто за деньги продает кому угодно, того обзывают распутником… Точно так же, кто продает свои знания за деньги кому угодно, тех обзывают софистами».

Диоген Лаэртский о Протагоре

«Он первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом, и сам стал пользоваться доводами. Свое сочинение он начинает следующим образом: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос темен, и людская жизнь коротка.

Он первый стал брать за уроки плату в сто мин; первый стал различать времена глагола и точно выражать время действия; стал устраивать состязания в споре и придумал уловки для тяжущихся; о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берет свое начало от него». (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Д. Лаэртский // АН СССР, Ин-т философии ; Общ. ред. и вступ. статья А. Ф. Лосева. - М. : Мысль, 1979. - С. 375-376).

Сократ (469 - 399 до н.э.)

«Я сам, конечно, нимало не считаю себя мудрым. Что же Бог хочет сказать, говоря, что я мудрее всех? Ведь не лжёт же он: не пристало ему это. Потом прибегнул я к такому разрешению вопроса: пошёл я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми… Но когда я присмотрелся к этому человеку, когда я побеседовал с ним, решил, что этот человек только кажется мудрым и многим другим людям, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет. Потом я попробовал показать ему, что он только мнит себя мудрым, а на самом деле не мудр. Из-за этого и сам он, и многие из присутствующих возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего дельного и путного не знаем, но он, не зная, воображает, что, будто что-то знает, а я если уж не знаю, то и не воображаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я коли ничего не знаю, то и не воображаю, будто знаю». (Платон. Апология Сократа [Текст] / Платон // Платон. Избр. диалоги. М. : Худ. лит., 1965. - С. 279-280).

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее