Объясните логику Гегеля на примере саморазвития абсолютной идеи.

Что такое абсолютная идея, почему она так называется? Какие синонимы этого понятия можно употребить? Является ли эта логика Гегеля формой выражения пантеизма? Почему?

 

Для Гегеля философия заменяет собой все - и мир духа, и мир природы, и мир творений человечества - искусство, науки и даже религию, как частный случай общей абсолютной идеи. Так что же такое абсолютная идея? Идея, как единство объективной и субъективной идеи, есть понятие идеи, для которой идея как таковая есть предмет, объемлющий собой все определения. Это единство есть, следовательно, абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя. То есть абсолютная идея есть истина как тождество бытия и мышления, тождество объективного и субъективного. Это истина, существующая сама по себе.

По Гегелю, абсолютная идея пытается познать саму себя. Она для этого развивает способности мышления в своем инобытии -- сначала в вещах, затем в живом (чувствительность, раздражимость, психика) и, наконец, в человеке (сознание). Этот процесс сложный, противоречивый. Сменяется много поколений и форм познания абсолютной идеи -- от мифологии до самой вершины -- философии. В философии тоже был долгий путь познания абсолютной идеи. Каждый философ лишь понемногу узнавал отдельные стороны абсолютной идеи. Но вот перед Гегелем она предстала в ее истинном свете -- развивающейся по спирали по законам диалектики. По мнению Гегеля, его философия -- вершина философской мысли. Дальше нечего делать ни абсолютной идее (она добилась своей цели -- познала саму себя), ни Гегелю (он познал максимум того, на что способен человек).

Абсолютная идея рассматривается Гегелем в книге «Наука логики». В «Философии духа» можно увидеть отношение Гегеля к религии. Говорит о том является ли логика Гегеля пантеизмом сложно, т. к. пантеизм Гегель понимает по-другому: «…Под пантеизмом не обязательно надо понимать отождествление бога и эмпирических вещей или человека и камня,-- под пантеизмом, говоря точнее, следует понимать именно учение о пребывании бога в мире в качестве сущности вещей, а не в качестве просто вещей…». В принципе, можно сказать, что позиция Гегеля близка к пантеизму.

 

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >