Кто из мыслителей Нового времени был автором научного метода «Универсальная математика» и в чем состоял этот метод?

 

Автор метода Декарт Peнe (1596 - 1650) -- французский философ и естествоиспытатель.

Освободив математическое мышление от чисел и фигур и изучив механику его действия в чистом виде, мы могли бы, полагает Декарт, получить универсальный метод, позволяющий открывать истину в каком угодно предмете. Знание о методе Декарт называет Mathesis universalis (универсальная Математика) - именем, история которого уходит во времена Прокла Диадоха или даже в еще более древние.

«Эта наука должна содержать в себе первые начала человеческого рассудка (Ratio) и достигать того, чтобы извлекать истины из какого угодно предмета...» [C I, 88].

По сути дела, Mathesis universalis представляет собой не что иное, как логику, но логику столь отличную от общепринятой, что Декарт избегает пользоваться именем “логика”, чтобы тем самым не приглушить ее своеобразие. Выражение “Mathesis universalis” позднее тоже исчезнет из его лексикона; свою логику Декарт будет называть просто - “Метод” (Methodus). Своеобразие Декартова логического метода заключается в том, что он равняется на общий порядок природы. В природе, учит Декарт, существует единый порядок, охватывающий столь разнородные вещи, как числа и фигуры, звезды и звуки, - всё, что только доступно человеческому уму. Mathesis universalis исследует этот порядок в чистом виде и заботится о том, чтобы порядок мышления во всякой области знания соответствовал общему порядку природы. Метод учит «различать все эти отношения и следить за их взаимной связью и их естественным порядком, так чтобы, начав с последнего из них, мы смогли, пройдя через все другие, достичь того, что является наиболее абсолютным» [C I, 93].

Этот дедуктивный метод Декарта не равнозначен дедукции, как ее рисует общая логика. Движение теоретического мышления совершается здесь не от формально-общего к частному, а вдоль конкретной каузальной цепочки: от понятия одной единичной вещи, в которой природа данного ряда вещей проявляется в наиболее чистом и простом виде, absolute, - к понятиям других единичных же, относительных вещей 

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >