Объясните понятие «эвдемонизм».

С именем какого античного мыслителя оно связано и с какой философской школой?

Эвдемонизм (от греч. eudamonia блаженство) - этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельным человека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствие себе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков.

Основоположник этики счастья (эвдемонизма), знаменитый античный философ Эпикур (341 - 270 до н.э.).

Эпикурейская философская школа. Основанная Эпикуром в Афинах философская школа «Сад Эпикура».

Сопоставьте онтологию античной и средневековой философии

 

В древнегреческой философии понятие бытия, как и понятие совершенства, связано с принципом предела, единого, неделимого; определение и форма суть условия мыслимости сущего, познаваемости его. Напротив, беспредельное, безграничное осознается как хаос, несовершенство, небытие. Общим для греческого мышления является также убеждение в том, что бытие есть нечто благое.

В средние века понимание бытия определялось не только античной философией (прежде всего Платоном, Аристотелем и неоплатониками), но и христианским откровением, восходившим к несколько иной культурной традиции. В Ветхом и Новом заветах совершеннейшее сущее -- бог -- есть беспредельное всемогущество, а потому всякое ограничение и определенность воспринимаются здесь как признак конечности и несовершенства.

Не удивительно, что эти две традиции с самого начала осознавались как несовместимые. Так, греческий врач и философ Гален (129--199) писал в этой связи: «Нашему богу недостаточно только захотеть, чтобы возникли или были созданы вещи той или иной природы. Ибо если бы он захотел мгновенно превратить камень в человека, это было бы не в его силах. Именно здесь наше собственное учение, так же как и учение Платона и остальных греков..., отличается от учения Моисея. Согласно Моисею, богу достаточно пожелать, чтобы материя приобрела ту или иную форму, и она тем самым приобретает ее. Он считает, что для бога все возможно, даже если он захочет превратить золу в лошадь или быка.

 

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >