Оценка персонала

Критерии оценки (основные требования к персоналу). Применение современных методов объективной оценки труда управленческих работников, и особенно руководителей, в услови-ях рыночной экономики и демократизации управления приобре-тает особое значение. Проведение таких оценок накануне атте-стации, в процессе выборов руководителя, при формировании резерва кадров на выдвижение, а также в текущих перестановках в кадровом составе - таковы основные практические направления оценочной деятельности организаций. Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом в структуре управления трудом управленческого персонала. Она представляет собой определенную систему, имеющую доста-точно сложную структуру, позволяющую выполнять регуля-тивную функцию в отношении деятельности оцениваемых управленческих работников и руководителей.

Существует большое количество "за" и "против" официальной оценки управленческих работников. Аргументом в ее пользу являет-ся то, что она способствует решению ряда управленческих задач. Например, помогает руководству определить, кому следует повы-сить зарплату, кого - повысить в должности, а кого - уволить. Оценка, особенно объективная, побуждает работников работать более результативно. Наличие соответствующей программы и гласность результатов ее выполнения развивают инициативу и вызывают чувство ответственности, стимулируют стремление ра-ботать лучше. Такая оценка служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений и увольнений, дает материал для разработки вопросов по найму, позволяет по-лучить необходимую информацию для определения размеров зар-платы и вознаграждения работникам. Сегодня в некоторых организациях одним из важнейших принципов работы с кадрами является требование объективно оценивать управленческого работника по деловым и личностным качествам.

Понятно, что для этого необходимо сформировать со-ответствующие качественные критерии. По общему признанию специалистов в области управления любой управленец должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят: знание производства - его тех-нических и технологических особенностей, современных направ-лений развития; знание экономики - методов планирования, эко-номического анализа и т. п. умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых, энергетических и трудовых затратах; наличие специальных знаний в области организации и управления производством (теоретических основ, передовых методов и форм, рекомендаций современной отечественной и зарубежной науки управления), а также умение применять их в своей практической деятельности; способность рационально подбирать и расстанавливать кадры; умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач; способность и умение поддерживать дисциплину и от-стаивать интересы дела; умение целесообразно планировать работу аппарата управления; распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными; координировать деятельность всех служб и подразделений как единой системы управления организацией; умение планировать и организовывать личную деятель-ность, сочетать в ней основные принципы управления, при-менять в зависимости от ситуации наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы; умение проявлять высокую требовательность к себе и под-чиненным; конкретность и четкость в решении оперативных вопросов и повседневных дел; учитывать и контролировать результаты своей работы и ра-боты коллектива; стимулировать работников, принимать на себя ответствен-ность в осуществлении своих решений; устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в своей работе и работе подчиненных.

В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования и к личностным качествам управленческого работника. В кадровой работе ряда организаций методические материалы содержат перечень таких качеств управленческих работников, как: честность, справедливость, умение работника наладить добро-желательные отношения с подчиненными, выдержанность и так-тичность при любых обстоятельствах, целеустремленность, прин-ципиальность, решительность в принятии управленческих ре-шений, а также настойчивость и энергичность в их реализации, умение отстоять свое мнение, самокритичность в оценках своих действий и поступков, умение выслушивать советы подчиненных, правильное восприятие критики с умением делать соответствую-щие выводы, умение держать слово и не обещать того, что не бу-дет выполнено, умение пользоваться своими правами и полномо-чиями, особенно в случаях применения административного и организационного воздействия, а также умение личным приме-ром и поведением в повседневной жизни положительно воздей-ствовать на подчиненных.

Система оценки персонала на предприятии.

Система оценки результативности труда должна обеспечи-вать точные и достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные и точные данные. Специалисты рекомендуют создавать основу для такой системы в шесть этапов: установить стандарты результативности труда по каждо-му рабочему месту и критерии ее оценки; выработать политику проведения оценок результативно-сти труда, то есть решить, когда, сколь часто и кому следует проводить оценку; обязать определенных лиц производить оценку результа-тивности труда; вменить в обязанности лицам, производящим оценку, собирать данные по результативности труда работников; обсудить оценку с работником; принять решение и задокументировать оценку.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >