Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Гражданский процесс

Установление фактов, имеющих юридическое значение

Под фактами, имеющими юридическое значение, понимаются факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан. По общему правилу данные факты удостоверяются документами, которые выдаются компетентными органами (например, факт регистрации рождения удостоверяется свидетельством о рождении, выданным органами, регистрирующими акты гражданского состояния). Обращение в суд при наличии таких документов является основанием для отказа в возбуждении дела по пункту 1 статьи 245 ГПК или прекращения производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 164 ГПК. Однако при определенных условиях факты, имеющие юридическое значение, могут быть установлены в судебном порядке.

В силу статьи 363 ГПК и пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 марта 1994 года № 1 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» (далее - Постановление № 1) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подлежат рассмотрению в суде в порядке особого производства только в том случае, если:

- согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных

прав граждан или организаций);

  • - установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду;
  • - заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение;
  • - действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.

При несоблюдении указанных условий суд отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 2 статьи 246 ГПК (не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела).

При соблюдении требований статьи 363 ГПК и пункта 1 Постановления № 1 суд в соответствии со статьей 364 ГПК вправе рассматривать дела об установлении следующих фактов:

  • 1. родственных отношений лиц;
  • 2. нахождения лиц на иждивении;
  • 3. регистрации рождения, усыновления, заключения брака, расторжения брака, смерти, установления материнства и (или) отцовства;
  • 4. принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением документов, подтверждающих членство в общественных объединениях, воинских документов, паспортов и свидетельств, выдаваемых органами, регистрирующими акты гражданского состояния) лицу, собственное имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с собственным именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении;
  • 5. принятия наследства и места открытия наследства;
  • 6. несчастного случая;
  • 7. рождения или смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах при отказе органов, регистрирующих акты гражданского состояния, в регистрации рождения или смерти;
  • 8. состояния в фактических брачных отношениях в установленных законом случаях, если регистрация заключения брака в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, не может быть произведена вследствие смерти одного из супругов;
  • 9. владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, если документы о регистрации такого имущества утрачены и в восстановлении их отказано;
  • 10. признания материнства и (или) отцовства или факта материнства и (или) отцовства;
  • 11. несоответствия действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, если установить лицо, распространившее такие сведения, невозможно.

Приведенный в данной статье перечень фактов, имеющих юридическое значение, которые могут быть установлены в порядке особого производства, является примерным, поэтому при соблюдении условий, предусмотренных статьей 363 ГПК, суд вправе устанавливать и другие факты, имеющие юридическое значение (например, факт возведения строения на средства одного из супругов при нерасторгнутом браке, факт участия в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и др.).

Также необходимо иметь ввиду, что особенности рассмотрения дел об установлении фактов и периодов нахождения граждан в местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны, регламентируются Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 14 декабря 1995 года № 16 «О судебной практике по делам об установлении фактов и периодов нахождения граждан в местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны».

Следует отметить, что действующим законодательством предусмотрена группа фактов, установление которых в суде не допускается, поскольку они устанавливаются в административном (внесудебном) порядке. В частности, не подлежат рассмотрению в суде заявления об установлении: прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах; нахождения на фронте; пребывания в партизанском отряде; получения ранения, контузии в боях при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; возраста граждан; окончания учебного заведения; признания участником Великой Отечественной войны; принадлежности гражданам личных воинских документов и свидетельств, выдаваемых органами, регистрирующими акты гражданского состояния. Вместе с тем согласно действующему законодательству в судебном порядке могут быть обжалованы принятые должностными лицами, административными и иными органами решения, основанные на наличии или отсутствии фактов, устанавливаемых этими же лицами и органами до принятия или в процессе принятия решений. Несмотря на то, что названные факты устанавливаются в административном и ином порядке, споры об их наличии или отсутствии рассматриваются по существу судом при разрешении жалоб в порядке, предусмотренном статьями 353-358 ГПК (в рамках производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений), и заявлений в порядке искового производства, когда рассмотрение жалоб связано с разрешением споров о праве.

По общему правилу, заявление по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, а при наличии по делу нескольких заявителей, проживающих в разных местах, заявление подается в суд по месту жительства одного из них по выбору заявителей. При этом, местом жительства гражданина признается место нахождения (адрес) жилого помещения, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, либо населенный пункт, где этот гражданин постоянно или преимущественно проживает, а при невозможности установить такое место - место жительства (при его отсутствии - место пребывания), указанное в документе, удостоверяющем личность, либо другом документе о регистрации, либо место нахождения имущества этого лица. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов. Исключение из общего правила составляют дела об установлении факта владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства. Заявления об установлении данных фактов подаются соответственно в суд по месту нахождения недвижимого имущества или по месту открытия наследства.

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно соответствовать требованиям статей 109, 243 и 366 ГПК. Их несоблюдение является основанием для оставления заявления без движения (статья 248 ГПК).

Так, кроме общих требований, предъявляемых ко всем процессуальным документам (статья 109 ГПК), и требований, изложенных в статье 243 ГПК (содержание искового заявления), заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, согласно статье 366 ГПК обязательно должно содержать указание на цель, для которой заявителю необходимо установить данный факт (например, установить факт признания отцовства для внесения сведений об отце в актовую запись о рождении ребенка или для оформления ребенку права на наследство). Указание цели помогает судье при приеме заявления определить, имеет ли оно юридическое значение, и выявить заинтересованных лиц. К тому же это способствует пресечению попыток отдельных граждан и юридических лиц использовать судебный порядок для последующего неправомерного получения льгот и иных выгод имущественного характера. При обращении в суд с просьбой об установлении факта регистрации акта гражданского состояния, а также факта принадлежности правоустанавливающего документа заявитель может не указывать конкретную правовую цель, для которой ему необходимо установлении данного факта. Так, поскольку регистрация актов гражданского состояния вносит определенность в правовое положение граждан, то обращение с просьбой об установлении факта регистрации того или иного события в жизни человека, с которым связано возникновение или прекращение гражданских либо брачно-семейных правоотношений, свидетельствует о наличии правового интереса у заявителя.

Также в соответствие со статьей 366 ГПК в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления документов, удостоверяющих данный факт. Данные доказательства могут быть различными в зависимости от причины, явившейся основанием обращения заявителя в суд: невозможность получения надлежащих документов или невозможность их восстановления. Под невозможностью получения документа, удостоверяющего факт, имеющий юридическое значение, следует понимать либо вообще отсутствие порядка регистрации того или иного факта (например, нахождение на иждивении), либо несоблюдение установленного порядка регистрации факта и невозможность осуществления регистрации в настоящий момент (например, факт смерти), либо когда документы, подтверждающие факт, имеются, но в них есть ошибка или неточность, лишающая документ доказательственного значения, исправить которую невозможно. В таких случаях доказательствами могут являться документ, содержащий отказ осуществления регистрации в настоящее время при несоблюдении установленного порядка регистрации; правоустанавливающий документ, в котором допущена ошибка или неточность, а также документ, подтверждающий невозможность исправления ошибки в правоустанавливающем документе выдавшим его органом; и др. По делам об установлении фактов, для которых закон не устанавливает определенной формы регистрации, не требуется предоставления заявителем доказательств невозможности получения документов в административном порядке. Вместе с тем, судья обязан убедиться в том, что у заявителя нет документов, удостоверяющих существование данного факта. Что же касается невозможности восстановления утраченного документа, то в данном случае должны быть подтверждены факт составления самого документа, факт его утраты и невозможность восстановления во внесудебном порядке (например, при установлении факта несчастного случая, факта регистрации брака).

Как указывает Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, поскольку действующим законодательством предусмотрено внесудебное установление фактов, имеющих юридическое значение, то судья, принимая заявление, должен проверить, подведомственно ли оно суду. Если заявление об установлении факта в силу закона не подлежит рассмотрению в суде (например, заявитель обращается в суд с просьбой установить факт, не имеющий юридического значения), судья мотивированным определением отказывает в его принятии согласно пункту 1 статьи 245 ГПК (заявление не подлежит рассмотрению в судах ввиду его неподведомственности), а если дело уже возбуждено, то производство по нему прекращается определением суда по пункту 1 части 1 статьи 164 ГПК (дело не подлежит рассмотрению в судах ввиду его неподведомственности). Также в Постановлении № 1 обращено внимание на то, что не может быть отказано в принятии заявления лишь по тому мотиву, что установление такого факта подлежит рассмотрению не в порядке особого производства, а в ином судебном порядке. Если это обстоятельство установлено на стадии принятия заявления, оно оставляется без движения, если же во время судебного разбирательства - заявление оставляется без рассмотрения и заявителю разъясняется порядок разрешения его требований.

В ходе подготовки к судебному разбирательству дела, возбужденного в порядке особого производства, судья обязан выяснить, какие лица и организации заинтересованы в разрешении данного дела и подлежат вызову в судебное заседание, при необходимости содействовать в истребовании дополнительных доказательств и совершать другие действия по подготовке дела. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны рассматриваться судом в порядке, предусмотренном статьями 361-367 ГПК с участием заявителя и заинтересованных в исходе дела лиц (органов социального обеспечения, финансовых органов, военкоматов и т.д.). В случае неявки в судебное заседание заинтересованных лиц суды должны выяснять, извещались ли они о времени и месте разбирательства дела, возможно ли рассмотрение дела в их отсутствие.

По результатам рассмотрения дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, судом выносится решение, которое должно отвечать общим требованиям параграфа 2 главы 28 ГПК. Помимо этого в решении суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, должны быть приведены доказательства в подтверждение вывода об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела, и в случае удовлетворения заявления ? четко изложен установленный факт (какой факт и в отношении какого лица установлен). Факты устанавляиваются для какой-либо необходимой заявителю цели. Однако указание в решении суда на цель установления данного факта не препятствует его использованию во всех других случаях, когда с данным фактом связывается возникновение, изменение или прекращение прав. Следует иметь ввиду, что юридический факт не всегда подтверждается решением суда. Это допускается только тогда, когда факт не требует регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, или иного оформления в других органах. Если же установленный факт подлежит регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, или оформлению в других органах, то решение суда об установлении данного факта служит лишь основанием для такой регистрации или оформления, но не заменяя собой документов, выдаваемых этими органами.

Таким образом, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подлежат рассмотрению в суде в порядке особого производства только в том случае, если: согласно закону такие факты порождают юридические последствия; установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду; заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Гражданский процесс
1. Государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц (2 часа)1.1 Основания, цели и формы участия в гражданском процессе государственных органов, юридических лиц и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц1.2 Возбуждение гражданского дела в защиту прав других лиц1.3 Участие в гражданском процессе государственных органов для дачи заключения по делу2. Организация и обеспечение производства по гражданскому делу. Процессуальные и судебные документы2.1 Процессуальные факты2.2 Понятия и виды процессуальных и судебных документов2.3 Протокол судебного заседания или отдельного процессуального действия. Замечания на протокол3. Отложение и приостановление производства по делу3.1 Отложение разбирательства дела3.2 Приостановление производства по делу4. Прекращение производства по делу. Оставление заявления без рассмотрения (1 час)4.1 Прекращение производства по делу4.2 Оставление заявления без рассмотрения5. Гражданская процессуальная ответственность (1 час)5.1 Понятие и основания привлечения к гражданской процессуальной ответственности5.2 Виды процессуального воздействия6. Особенная часть гражданского судопроизводства (6 часов)6.1 Особое производство (2 часа)6.1.1 Понятие, сущность и стороны особого производства6.1.2 Категории дел особого производства: общая характеристика6.1.3 Установление фактов, имеющих юридическое значение6.2 Распределение взысканных денежных средств между взыскателями6.2.1 Распределение взысканных денежных средств между взыскателями6.3 Исполнение и контроль за добровольным исполнением исполнительных документов неимущественного характера (1 час)6.3.2 Особенности исполнения решений о восстановлении на работе6.3.3 Особенности исполнения решений по жилищным делам о выселении и вселении6.4 Основные правила международного гражданского процесса6.4.1 Понятие международного гражданского процесса6.4.2 Правовое положение иностранцев в гражданском процессе6.4.3 Международная подсудность гражданских дел6.4.4 Исполнение судебных поручений иностранных судов6.4.5 Признание и исполнение решений иностранных судовУчебная и специальная литература