Перспективы развития Интернет-телефонии

Существует мнение, что концепция передачи голоса по сети с помощью персонального компьютера зародилась в Университете штата Иллинойс (США). В 1993 г. Чарли Кляйн выпустил в свет первую программу для передачи голоса по сети с помощью персонального компьютера Maven. Одновременно одним из самых популярных мультимедийных приложений в сети стала программа видеоконференций CU-SeeMe для компьютеров Macintosh (Mac), разработанная в Корнельском университете.

В апреле 1994 г. во время полета космического челнока Endeavor Американское агенство по аэронавтике NASA передало на Землю его изображение с помощью программы CU-SeeMe. Одновременно, используя программу Maven, попробовали передавать и звук. Полученный сигнал из Льюисовского исследовательского центра поступал на компьютер Мас, соединенный с Интернет, и любой желающий мог услышать голоса астронавтов. Потом одну программу встроили в другую, и появился вариант CU-SeeMe с полными функциями аудио и видео как для Мас, так и для персональных компьютеров.

В феврале 1995 г. израильская компания VocalTec предложила первую версию программы Internet Phone, разработанную для владельцев мультимедийных PC, работающих под операционной системой Windows. Это стало важной вехой в развитии Интернет-телефонии. VocalTec надеялась использовать очень популярные (текстовые) каналы Internet Relay Chat (IRC) в качестве двустороннего средства общения между людьми, имеющими сходные интересы. Но компании не удалось связаться с Ens Free Network (EFNet), курирующей IRC (приложение), и проинформировать о потенциально возможном увеличении трафика, поэтому доступ к этим общественным каналам для Internet Phone был закрыт. Через несколько недель компания VocalTec уладила свои разногласия с EFNet (приложение). За это время была создана частная сеть серверов Internet Phone, и уже тысячи людей загрузили эту программу с домашней страницы VocalTec и начали общаться.

В том же 1995 г. другие компании очень быстро оценили перспективы, которые открывала возможность разговаривать, находясь в разных полушариях и не платя при этом за международные звонки. На рынок обрушился поток продукции, предназначенной для телефонии через сеть Интернет.

В сентябре того же года в розничной продаже появилась первая из таких программ -DigiPhone, разработанная небольшой компанией в Далласе (штат Техас), которая предложила «дуплексные» возможности, позволяя говорить и слушать одновременно. Вот в этот момент и родилась привлекательная для абонентов настоящая интерактивная связь.

В марте 1996 г. произошло еще одно памятное событие. Тогда было объявлено о совместном проекте под названием «Internet Telephone Gateway» двух компаний: уже известной нам VocalTec и крупнейшего производителя программного обеспечения для компьютерной телефонии Dialogic. Целью было научить работать через Интернет обычный телефонный аппарат, для чего между сетью Интернет и ТфОП устанавливался специализированный шлюз. Последний получил название VTG (VocalTec Telephone Gateway) и представлял собой специализированную программу, которая использовала голосовые платы Dialogic как интерфейс с обычными телефонными линиями. Многоканальные голосовые платы позволяли, во-первых, одной системе VTG поддерживать до восьми независимых телефонных разговоров через сеть Интернет, а во-вторых, убрали проблему адресации, взяв на себя преобразование обычных телефонных номеров в IP-адреса (и обратно). Для разговора одного пользователя в том продукте достаточно было ширины полосы канала порядка 11 кбит/с (у современных продуктов она бывает другой). Вот так возможность высокого уплотнения канала и малая стоимость связи создали предпосылки для коренных изменений телекоммуникационного мира.

К настоящему времени уже сотни компаний предложили свои коммерческие решения для IP-телефонии. Одновременно практически все крупные телекоммуникационные компании, использующие традиционные средства для организации телефонных переговоров, почувствовав угрозу рынку предоставляемых ими услуг, начали интенсивные исследования с целью оценки её реальности и масштаба.

Прогресс внедрения технологии IP-телефонии характеризуют следующие цифры. В 1996 году IP-телефония за один год выросла на 997% (от оцененного в 1.8 миллионов долл. рынка), но в 1997 г. объем рынка оборудования, программного обеспечения и услуг IP-телефонии оценен уже в 210 млн. долл.

Стоит упомянуть о некоторых прогнозах развития рынка IP-телефонии. Их делают многие известные аналитические компании. Прогнозы по большей части оптимистические, но звучат и голоса пессимистов.

Так, эксперты компании Killen&Associates предполагают 138% ежегодного прироста рынка до 2002 г., а эксперты Frost&Sullivan ориентируются на 149%. Аналитики Philips Group-lnfoTech прогнозируют в 2004 г. достижение этим сегментом рынка уровня 1,9 млрд. долл. (при общем объеме рынка оборудования телефонных систем в 16 млрд. долл.).

По прогнозам компании Yankie Group, доля междугородных и международных звонков (по времени), осуществляемых по IP-сетям, имеет большую тенденцию роста и достигнет, например, в США к 2008 г. 15%.

В то же время, по оценкам компании TeleChoice, сотрудничающей с фирмой Lucent Technologies в области VoIP, сейчас рынок IP-телефонии составляет всего 0,1% от общего рынка речевых услуг. По прогнозам этой компании, через пять лет доля рынка IP-телефонии возрастет всего лишь до 2%. По прогнозу экспертов исследовательской компании Insight Research даже североамериканский рынок пакетной телефонии в 2004 г. составляет лишь 6% оборота рынка услуг телефонной связи. Следует подчеркнуть, что под пакетной телефонией эксперты Insight Research понимали не только технологию IP-телефонии, но транспортировку голоса с помощью фреймов Frame Relay (VoFR) и ячеек ATM (VoATM).

По данным фирмы Killen & Associates, голосовой трафик IP-телефонии в 2001 году в компаниях, входящих в список Fortune 1000, составлял менее 1% от всех междугородных и международных звонков. Кроме того, по оценкам фирм IDC (приложение), Link Research даже в 2001 году объем передачи голоса в сетях с коммутацией пакетов составит в США: международные звонки с территории США - 4 млрд. минут; звонки в пределах США - 8,5 млрд. минут. Это будет составлять 0,98% (менее одного процента) общего объема внутреннего (в пределах США) и международного трафика. Согласно данным Datamonitor, доля IP-телефонии в общих доходах телефонных комапний в США и Европе пока еще очень мала и даже в перспективе не превысит 1%.

Независимо от приведенных прогнозов с уверенностью можно сказать, что IP-телефония в ближайшее время не станет полноценной альтернативой традиционной телефонии, но сможет занять определенное место особенно в корпоративном сегменте, где в полной мере проявит свое истинное преимущество - возможность сопровождения телефонными переговорами потока данных в едином канале связи.

Сеансы одновременной работы с одной и той же информацией в корпоративных сетях, видеоконференции, Интернет-коммерция в режиме «он-лайн» - вот где IP-телефония несомненно займет достойное положение даже с пониженным качеством речи, поскольку основную смысловую нагрузку в этих случаях будет нести информация на дисплее компьютера или видеоэкране. При этом полностью используются преимущества мультимедийной связи: оперативность и эффективность делового общения, экономия канальных ресурсов и времени. При этом IP-телефония выступает в качестве вспомогательного средства коммуникации, дополняющего передачу данных, видеоизображений, WEB-страниц.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >