Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Менеджмент arrow Анализ и реинжиниринг бизнес-процесса

Построение прецедентной модели существующего бизнес-процесса

Внешняя или прецедентная модель описывает бизнес так, как он виден извне, т.е. как он воспринимается клиентами и другим окружением. Данная модель отражает представление о том, что делает бизнес, а не как делает.

Построение прецедентной модели начинается с выделения прецедентов и элементов окружения. "Продажа заказного продукта", является основным прецедентом, который отражает весь бизнес-процесс в исследуемой организации. В данный прецедент входят еще три различных по своей сути бизнес-процесса: "Оформление заказа", "Проектирование", "Изготовление". Окружение моделируется при помощи действующих лиц, субъектов, которое взаимодействует с бизнесом. Субъект представляет собой абстракцию кого-либо или чего-либо, использующего бизнес. Он обозначает роль, которую что-то или кто-то может играть по отношению к бизнесу. Субъектами исследуемого бизнес-процесса являются "Заказчик" и "Поставщики". "Заказчик" физическое или юридическое лицо, обращающееся в салон-мастерскую с целью сделать заказ на изготовление мебели. "Поставщики" - субъекты, с которыми взаимодействует бизнес, и которые осуществляют поставку материалов и фурнитуры. На рисунке 4.1 представлена диаграмма вариантов использования, которая отображает взаимодействие бизнес-процесса с окружением (прецедентов с акторами).

Диаграмма вариантов использования

Рисунок 4.1 Диаграмма вариантов использования

Следующий шаг в построении прецедентной модели - описание прецедента последовательностью шагов. Данное описание называется потоком событий.

Так как реинжиниринг будет направлен на процесс продажи заказной мебели, особое внимание обратим именно этот прецедент. Данный бизнес-процесс является общим и исследуемым, он включает в себя поток событий и три обособленных прецедента, каждый из которых будет рассмотрен более подробно.

Поток событий прецедента "Продажа заказного продукта" (Рисунок 4.2):

  • 1. Клиент обращается в отдел по работе с клиентами с целью заказать мебель, начинается выполнение прецедента "Оформление заказа".
  • 2. Если клиент отказывается от условий, то бизнес-процесс прерывается, если клиент соглашается, то он заказывает необходимую ему мебель.
  • 3. Проектный отдел приступает к проектированию заказанной мебели, данный бизнес процесс отражает прецедент "Проектирование".
  • 4. Сборочный цех приступает к изготовлению заказанной мебели, данный бизнес-процесс отражает прецедент "Изготовление".
  • 5. Следующим шагом является контроль качества изделия, который осуществляет проектный отдел.
  • 6. Если изделие не удовлетворяет предъявляемым нормам, то в сборочном цеху приступают к исправлению дефектов и несоответствий нормам.
  • 7. Если изделие качественное, то отдел доставки осуществляет погрузку и доставку изделия клиенту.

Рисунок 4.2 Поток событий прецедента "Продажа заказного продукта"

Далее будет рассмотрен поток событий бизнес-процесса, обособленный в отдельный прецедент "Оформление заказа", при котором происходит взаимодействия клиента с менеджером по работе с клиентами.

Поток событий прецедента "Оформление заказа" (Рисунок 4.3):

  • 1. Клиент приходит в отдел по работе с клиентами и обращается к одному из менеджеров по работе с клиентами, с целью оформить заказ на изготовление мебели.
  • 2. Менеджер предоставляет клиенту каталог возможных эскизов и дизайнов мебели. Клиент выбирает изделие.
  • 3. В процессе общения выясняются дополнительные пожелания клиента, которые менеджер учитывает и примечает.
  • 4. Менеджер объясняет клиенту условия оплаты мебели.
  • 5. Далее возможны два варианта: Клиент отказывается и на этом текущий бизнес-процесс прерывается; Клиент сразу полностью оплачивает заказ, и ему выдается чек об оплате;
  • 6. Если бизнес-процесс не был прерван, то менеджер формирует бланк заказа, в котором указывает личную информацию клиента, выбранный тип изделия, дополнительные пожелания клиента.
  • 7. Далее менеджер относит бланк заказа в проектный отдел, на этом поток событий данного прецедента заканчивается.

Рисунок 4.3 Поток событий прецедента "Оформление заказа"

Вторым в последовательности событий бизнес-процесса "Продажа мебели на заказ" является прецедент "Проектирование", в котором описан процесс проектирования заказанной мебели. В данном бизнес процессе взаимодействуют два отдела: проектный отдел и отдел материально-технического снабжения.

Поток событий прецедента "Проектирование" (Рисунок 4.4):

  • 1. Один из проектировщиков принимает бланк заказа от менеджера по работе с клиентами.
  • 2. Проектировщик начинает разрабатывать проект изделия, и в процессе учитывает пожелания клиента.
  • 3. Далее проектировщик оценивает материальные затраты на изготовление мебели.
  • 4. Проектировщик формирует заявку на необходимые материалы и относит её в отдел по материально-техническому снабжению.
  • 5. Оператор автоматизированного учета сверяет по базе данных наличие необходимых материалов.
  • 6. Если необходимые материалы отсутствуют, то материально-ответственный кладовщик заказывает необходимые материалы у поставщиков, по факту доставки он их принимает и подписывает счет-фактуру.
  • 7. После доставки, или если материалы были в наличии, материально-ответственный кладовщик сообщает о наличии необходимых материалов в сборочный цех.
  • 8. Проектировщик относит готовый проект мебельным мастерам в сборочный цех. На этом поток событий данного прецедента заканчивается.

Рисунок 4.4 Поток событий прецедента "Проектирование"

Третьим в последовательности событий бизнес-процесса "Продажа мебели на заказ" является прецедент "Изготовление", в котором описан процесс изготовления мебели.

Поток событий прецедента "Изготовление" (Рисунок 4.5):

  • 1. Мебельный мастер принимает проект изделия.
  • 2. В соответствии с проектом мебельный мастер изготавливает необходимую мебель.
  • 3. Далее приглашается ответственный за заказ проектировщик, для контроля качества изделия. На этом шаге последовательность прецедента "Изготовление" заканчивается.

Рисунок 4.5 Поток событий прецедента "Изготовление"

Таким образом, прецедентная модель бизнес-процесса "Продажа заказного продукта" построена.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Анализ и реинжиниринг бизнес-процесса - производство и продажа мебели на заказ
Введение1. Анализ требований клиентов, оценка уровня компании, постановка целей реинжиниринга2. Построение организационной структуры существующего бизнеса3. Построение IDEF-модели существующего бизнеса4. Построение прецедентной модели существующего бизнес-процесса5. Построение объектной модели существующего бизнес-процесса6. Анализ существующего бизнеса и выявление проблем7. Визуализация образа нового бизнес - процесса8. Проектирование новой организационной структуры9. Проектирование новой функциональной структуры10. Построение прецедентной модели нового бизнес-процесса11. Построение объектной модели нового бизнес-процесса12. Построение прецедентной модели информационной системы13. Построение объектной модели информационной системы14. Подведение итогов реинжинирингаЗаключениеСписок использованной литературы