Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Маркетинг arrow PR биологически активных добавок

Анализ рынка и потребителей БАД

Определение понятия “БАД”

Появление биологически активных добавок (БАДов) в России можно отнести к 1994 г., именно в этом году начинают регистрировать данные продукты не как лекарственные средства (ЛС), а выносят в отдельную группу, которую и назвали БАД. Широкое распространение в России биологически активные добавки получили в конце 90-х годов. Минздрав дал этим продуктам строгое определение: “БАДы, или так называемые нутрицевтики и парафармацевтики - это концентраты биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами”.

Согласно этому определению к БАДам относят:

o витамины и витаминные комплексы, не превышающие суточной дозы, необходимой организму;

o жирные полиненасыщенные кислоты;

o минеральные вещества, макро- и микроэлементы;

o отдельные аминокислоты;

o некоторые моно- и дисахариды;

o пищевые волокна;

o эубиотики: свойственные человеческому организму микроорганизмы.

В последние годы российский рынок биологически активных добавок к пище (БАД) - один из наиболее активно развивающихся рынков.основной объем реализуется через аптеки. Это - тенденция последних лет, и если мы возьмем самые свежие данные, то там доля аптек составит уже около 70 процентов.

На лицо интенсивная интеграция двух рынков, объединенных одной системой сбыта, так как основным ритейловым каналом являются аптеки.

Тем не менее, значительная доля рынка БАД принадлежит разнообразным киоскам, магазинам здоровья и т.п., и так будет до тех пор, пока аптеки окончательно не научатся использовать данную категорию товара как весьма эффективный инструмент повышения своей прибыли.

Парафармацевтика составляет около 55% объема аптечных продаж. При этом львиную долю здесь составляют именно БАД. По оценке ComconPharma эта доля составляет около 68,1%.

Анализируя данные ComconPharma, можно придти к выводу, что основными покупателями БАД у нас в стране являются лица в возрастной группе 35-45 года. По данным других экспертных компаний, наиболее продаваемыми здесь являются препараты с ценой упаковки от 2 до 5 долларов, и наиболее активными покупателями являются лица с доходами около 500 долларов.

При анализе мотивов приобретения БАД, обращает на себя внимание тот факт, что примерно 40% потребителей делают покупку вследствие наличия того или иного заболевания.

А вот как по данным RMBC воспринимаются БАД потребителями:

- не лекарства (44% всех ответов), но почти лекарства (25%);

- производятся нефармацевтическими компаниями (58%);

- состоят только из натуральных компонентов (56%);

- намного безопаснее лекарства (64%);

- должны быть рекомендованы врачом или фармацевтом (61 %);

- подходят для лечения нетяжелых заболеваний (66%);

- БАД не лечит, а используется только для профилактики/оздоровления (75%);

- потребители не имеют четкого представления об уровне стоимости БАДов;

- потребители не знают, что БАД является дополнением к рациону питания;

- БАД должен быть в рационе каждого человека (63%).1

http://www.comcon-2.com/default.asp?artID=1850 22 декабря

Российский рынок биологически активных добавок в этом году увеличится на 40--45%, и его объем может превысить 1 млрд долл. Такие выводы делают эксперты ЦМИ «Фармэксперт» в своем обзоре рынка БАД за первое полугодие 2008 года. По их оценке, аптечные продажи БАД растут за счет сокращения рынка сетевого маркетинга, увеличения рекламных бюджетов производителей добавок и роста средней цены упаковки.Основной причиной роста рынка эксперт считает рост благосостояния потребителей, которые начинают тратить деньги на профилактику заболеваний и активно покупают БАД. «Кроме того, мы видим, что многие компании, которые раньше работали в сфере прямых продаж, теперь продают препараты в аптечном сегменте, за счет чего наблюдается сокращение доли серых продаж БАД», -- говорит г-н Мелик-Гусейнов.

По его словам, включение БАД в ассортимент выгодно аптекам, так как они увеличивают прибыльность за счет наценок на эти препараты. «Наценки на БАД выше, чем на лекарственные средства, поскольку не регулируются законодательством, -- объясняет генеральный директор аптечной сети «Здоровые люди» Алексей Батулин. -- В среднем по нашей сети наценка составляет 40%, однако уровень может отличаться в зависимости от региона». В некоторых аптеках, добавляет г-н Мелик-Гусейнов, наценки могут превышать 50%, а на лекарства они зафиксированы на уровне 29--30%.

Росту продаж биологически активных добавок в аптеках способствует и то, что, по данным мониторинговых агентств, расходы на рекламу в сегменте БАД увеличились вдвое, продолжает г-н Мелик-Гусейнов. Гендиректор компании «Экомир» Сергей Лешков уточняет, что рекламные бюджеты выросли за счет вложений двух-трех лидеров рынка. «Например, рекламные бюджеты нашей компании не увеличились, поскольку система продвижения нашей продукции в меньшей степени предполагает рекламную поддержку», -- говорит он. «БАДы на рынке намного легче продвигать, чем лекарственные средства, -- объясняет тенденцию гендиректор аптечной сети «Фармакор» Илья Милевич. -- В соответствии с законом о рекламе допускается реклама только безрецептурных лекарственных средств».

http://www.rbcdaily.ru/2008/07/24/market/363704

Возрастание интереса к БАДам наблюдается и среди фармацевтических производителей (18% производителей БАДов являются производителями лекарств). Кроме того, БАДы располагают намного более широкими возможностями продвижения, чем готовые лекарственные средства, а именно:

1. Для лекарств существует большое число регуляторных ограничений, не применяемых к БАДам:

* обязательными являются доклинические и клинические испытания готовых ЛС, а для БАДов - только токсикологические и гигиенические исследования;

* для лекарств регистрируются конкретные показания, и продвижение их для лечения других заболеваний запрещено. БАДы же имеют только рекомендации по применению, что дает возможность их производителям довольно произвольно выбирать акценты при рекламе этих препаратов;

* продажа готовых ЛС разрешена только в аптечной сети, БАДы могут продаваться как в аптеках, так и в любом предприятии торговли, имеющем лицензию на торговлю пищевыми продуктами;

* торговые надбавки на готовые ЛС в большинстве регионов ограничены, на парафармацевтические товары - только в отдельных регионах, причем эти надбавки более высокие;

2. В СМИ допускается реклама только ЛС, отпускаемых без рецепта врача, в то время как БАДы являются безрецептурными, и это ограничение на них не распространяется.

Но несмотря на более широкие возможности продвижения БАДов, ни одна из сторон сферы их оборота не является столь противоречивой и часто нарушаемой, как рекламная деятельность производителей и продавцов БАДов. Поэтому все больше повышаются требования к контролю эффективности и безопасности биологически активных добавок.

В частности, к рекламе БАДов установлены следующие ограничения:

* Реклама БАДов в средствах массовой информации не должна противоречить материалам, согласованным при регистрации БАДов.

* Не допускается реклама БАДов, не прошедших государственную регистрацию в Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

* Не допускается реклама БАДа как уникального, наиболее эффективного и безопасного в плане побочных эффектов средства.

* Реклама не должна вводить в заблуждение потребителя относительно состава БАДа к пище и ее эффективности.

* Недопустимо в рекламе создавать впечатление, что природное происхождение сырья, используемого в составе БАДа, является гарантией их безопасности.

* Реклама БАДов не должна подрывать веру потребителей в эффективность других средств при профилактике и вспомогательной терапии.

* Реклама БАД не должна создавать впечатления о ненужности участия врача при применении БАД, в особенности БАД парафармацевтической группы.

Более крупные рекламодатели размещают рекламу БАДов в основном на наиболее массовом носителе - телевидении. Менее крупные рекламодатели активно используют прессу. Радио и наружная реклама в сравнении с ТВ и прессой используются значительно меньше. Самыми активными рекламодателями в категории БАДов являются витамины. Более подробно о тенденциях в рекламе БАДов за последние два года можно посмотреть в статье “Анализ рекламной активности биологически активных добавок” (авт. Крылов А., Череватая Е.), а о построении продвижения БАДов в современных условиях в статье “Планирование рекламных кампаний для БАДов” 2

http://www.mark-info.ru/index.php?id=1475

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
PR биологически активных добавок