Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Анализ деятельности судов общей юрисдикции

Введение

Содержание практики: ознакомление с нарядами (журналом назначения дел к слушанию и журналами дел в канцелярии; изучение конкретных, подлежащих судебному рассмотрению уголовных дел; выписка судебной повестки свидетелям, сторонам уголовного процесса о назначении дела к слушанию; выписка исполнительных листов в отделе судебных приставов-исполнителей; знакомство с поступившими в суд жалобами, исковыми заявлениями, подбор нормативно-правовых актов; изучение отдельных уголовных дел; оформление выводов по содержанию и прохождению практики.

Индивидуальные задания, раскрывающие содержание практики

Планируемые результаты практики

Совместный рабочий график (план) проведения практики

Отметка о выполнении

1

Продемонстрировать навыки самостоятельной правовой оценки совершенного противоправного деяния

ПК-5 ПК-18

03.04 -05.04.2017

Выполнено

2

Продемонстрировать умение применять правовую норму к конкретным ситуациям при квалификации фактов и обстоятельств

ПК-6

06.04 -08.04.2017

Выполнено

3

Продемонстрировать навыки составления нормативных документации в рамках профессиональной деятельности

ПК-7

10.04 -12.04.2017

Выполнено

4

Продемонстрировать навыки, способы и приемы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений

ПК-10 ПК-11

13.04 -15.04.2017

Выполнено

5

Провести анализ и обработку данных, необходимых для решения правовых задач. Составить и оформить отчет по производственной практике

ОК-2

17.04 -19.04.2017

Выполнено

6

Провести анализ функций учреждения и его задачи в соответствии с законодательством

ОК-3

20.04 -22.04.2017

Выполнено

7

Найти и проанализировать информацию, необходимую для осуществления необходимых процессуальных действий

ПК-8

24.04 -26.04.2017

Выполнено

8

Проанализировать информацию, необходимую для составления соответствующих процессуальных документов

ПК-13 ПК-15

27.04 -28.04.2017

Выполнено

9

Изучить особенности правовой регламентации деятельности соответствующего учреждения. Проанализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты исследования

ОК-6, ОК-8

29.04.2017

Выполнено

10

Осуществить подготовку к проведению соответствующих процессуальных действий

ПК-9

02.05 -06.05.2017

Выполнено

11

Изучить основные положения нормативных и правовых документов в сфере надзора за деятельностью учреждения

ОК-7 ПК-15

10.05 -13.05.2017

Выполнено

12

Изучить особенности документооборота

ОК-5 ПК-2

15.05 -18.05.2017

Выполнено

13

Изучить организационную структуру соответствующего органа и особенности статуса должностных лиц

ОК-5 ПК-2

19.05 -25.05.2017

Выполнено

14

Продемонстрировать навыки оформления выводов по содержанию и прохождению практики

ОК-4 ПК-18

26.05 -28.05.2017

Выполнено

Введение

В период с 03.04.2017г по 28.065.2017 года, я проходил производственную практику в Верховном суде Чеченской Республики.

Моим наставником был судья по уголовным делам - Шовхалов Бувади Имранович.

Важнейшая задача судебной власти (судов общей юрисдикции) - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.18 и 46 Конституции РФ). Безусловно, наиболее сложной и важной является защита прав и свобод личности от нарушения со стороны органов и должностных лиц двух других властей (законодательной и исполнительной). Индивидуальные, т.е. адресованные конкретным гражданам, решения и действия (бездействие) любого органа или должностного лица законодательной и исполнительной власти могут быть обжалованы гражданами, которых они касаются, в суд общей юрисдикции (ст.46 Конституции РФ).

Основные права и свободы человека и гражданина (социальные, экономические, политические и другие), защита которых является обязанностью судебной власти от любых посягательств, закреплены в главе 2 Конституции.

Причём перечень этих прав не является исчерпывающим, их указание в конституции не отрицает и не умаляет других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, которые также подлежат судебной защите (ч.1 ст.55 Конституции РФ). Здесь важно отметить, что Конституция создаёт гарантии защиты прав и свобод от деятельности законодательной власти в сфере законотворчества, устанавливая запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, которые могут быть ограничены законодателем, но не произвольно, а лишь в 2-х случаях. Во-первых, федеральным законом (а это значит, что субъекты Федерации такие законы принимать не могут) и, во-вторых, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (части 2 и 3 ст.55 Конституции РФ).

Это имеет практическое значение при решении судами вопросов о применении законов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, законы, принятые с отступлением от закреплённых в ст.55 Конституции правил и принципов, применяться судами не должны. В этом и состоит смысл разделения властей и создание, в данном случае в лице судебной власти, системы сдержек и противовесов, которая обеспечивала бы защиту прав граждан от возможных нарушений со стороны других властей и реальное действие Конституции РФ.

Для успешной деятельности судебной власти необходимы серьёзные гарантии независимости и самостоятельности судей. Конституция такие гарантии предусматривает.

Согласно ст.10 Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это означает, что суды в пределах своей компетенции независимы от законодательной и исполнительной власти и вмешательство в их полномочия недопустимы.

В силу ч.1 ст.120 Конституции судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Здесь очень важно указание на непосредственное подчинение судей Конституции, особенно в сочетании с теми положениями, что её нормы имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ, а законы и другие правовые акты не могут ей противоречить (ст.4 и ст.15).

Подчинение судей только Конституции РФ и закону обеспечивается тем, что Конституция в ч.2 ст.120 обязывает судей в случае установления при рассмотрении дела несоответствия акты государственного или иного органа (а это могут быть Указ Президента, постановление Правительства, инструкция министерства и т.д.) закону принимать решение в соответствии с законом, а не этим актом. Если возникает сложная правовая ситуация и суд общей или арбитражной юрисдикции затрудняется её разрешить, он должен запросить конституционный суд РФ, который в соответствии с ч.4 ст.125 Конституции РФ проверяет конституционность закона, который подлежит применению или был применён в данном деле.

Важными гарантиями эффективного функционирования судебной власти являются закреплённые в Конституции неприкосновенность и несменяемость судей (ст.121, ст.122).

На конституционном уровне закреплён принцип финансирования судов. Установлено, что оно производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст.124 Конституции РФ). Важно, чтобы эта норма Конституции РФ неукоснительно выполнялась при утверждении бюджета и распределении финансовых, материальных и других средств, необходимых для нормальной работы судов, поскольку лишь одни юридические гарантии, без реального материального обеспечения, эффективно действующей, независимой судебной власти не создадут.

Конституция 1993г. и закон о статусе судей в РФ 1992г. содержат перечень профессиональных требований, предъявляемых к судьям и кандидатам на судейские должности. В числе этих требований на первом месте стоят профессиональные качества, т.к. высокий уровень юридического образования и профессиональной подготовки является непременным условием для включения кандидата в список претендентов на судебную должность. Профессионализм судьи складывается не только из знания законодательства, умения его применять, но и из опыта правоприменительной деятельности. Поэтому в России к кандидатам на должность судьи предъявляется требование: стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Наличие стажа работы по юридической профессии означает, что в прошлом кандидат в судьи имел опыт общения с правосудием, работая следователем, прокурором, адвокатом, юрисконсультом, секретарём судебного заседания и т.п. Понятием «юридическая профессия» охватывается также научная и преподавательская деятельность в области права. Следует отметить, что профессионализм судьи во многом определяется и тем, насколько хорошо он знаком с психологией и повседневными нуждами граждан, попадающих в орбиту правосудия в качестве истцов, ответчиков или потерпевших.

Качество судей зависит не только от уровня профессионализма и политической культуры судьи, но и во многом от его личных качеств характера, отношения к исполнению своих обязанностей, умения выслушивать всех участников процесса, не проявляя предпочтений одной из сторон или своей заинтересованности в том или ином исходе дела.

Морально-этические требования включены в число дополнительных требований к судьям (ст.119 Конституции РФ), а также изложены в ст.3 и 4 Закона о статусе судей в РФ:

  • а) Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и иные законы;
  • б) Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В тексте присяги, которую судьи приносят при вступлении в должность, условие клятвенного соблюдения закона и добросовестного исполнения служебных обязанностей обычно сопровождается обещанием должного поведения в быту и на службе. «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» (из ст.8 Закона о статусе судей в РФ).

К числу дополнительных требований к судьям судов РФ можно отнести следующие:

  • 1) Согласно Закону о статусе судей (п.3 ст.3) судья не вправе быть депутатом. В действующей Конституции нет нормы, регламентирующей возможность какого-либо совмещения или соединения в одних руках судейских и депутатских функций.
  • 2) Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям (п.3 ст.3 Закона о статусе судей). Это ограничение продиктовано тем, что всякая политическая активность мешает судье оставаться объективным и беспристрастным, ибо ставит его перед необходимостью руководствоваться не только Конституцией и другими законами, но и политическими идеалами той партии или движения, в которых он состоит. Следует признать недопустимым для судьи и иные неформальные проявления своих политических симпатий или антипатий (оказание материальной поддержки определённой партии, участие в собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях или пикетированиях, имеющих политический характер, агитация за кандидатов в депутаты и т.д.).
  • 3) Судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи, с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности (п.3 ст.3 Закона о статусе судей).

Помимо перечисленных ст.5 Закона о статусе судей предусматривает ещё одно специфическое требование, предъявляемое к кандидату в судьи, - сдачу им квалифицированного экзамена, который принимается состоящей при органе юстиции комиссией (её персональный состав утверждается квалификационной коллегией судей).

Если судья нарушил какое-либо из перечисленных требований (вступил в политическую партию, занялся предпринимательской деятельностью и т.д.), квалификационная коллегия вправе приостановить или прекратить его полномочия. В законе о статусе судей РФ предусмотрены и другие гарантии независимости судей, например неприкосновенность их личности, жилища, имущества (ст.16), повышенное и гарантированное материальное обеспечение (ст.19). Установленные меры социальной защиты судей и членов их семей (ст.20). Всё это в совокупности делает судебную работу престижной, высокоавторитетной, выводит правосудие из унизительного состояния приспособленчества и покорности, в котором оно прибывало в советскую эпоху.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Анализ деятельности судов общей юрисдикции