Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогику

Принципы и правила саморазвития

В психолого-педагогической литературе все чаще появляются слова: “ самопознание”, “самоорганизация”, “самореализация”, “саморазвитие”, “самоуправление”. А задумывались ли вы, дорогой читатель, что все эти “самости” так или иначе взаимосвязаны и прямо или косвенно входят в процесс “самоуправления” личности как в различных видах деятельности, так и в общении.

Действительно, если исходить из того, что каждый из нас - это сложная система, то чтобы управлять собой, нужно иметь достаточно высокий уровень способностей:

  • а) к самопознанию, т.е. достаточно хорошо знать достоинства и недостатки: знать как уровень своих знаний, профессиональных умений, так и личностных качеств.
  • б) к самоорганизации, т.е. уметь четко планировать свою жизнь, свои дела на любой срок. Быть способным рационально использовать свои силы и время. Организовать свою деятельность так, чтобы она давала не только конкретные результаты, но чтобы сам процесс деятельности (например, обучения) давал бы вам удовлетворение, умение мобилизовать себя на достижение цели.
  • в) к самореализации - это умение проявить себя там, где это необходимо, на пределе своих возможностей. Доказать себе и другим, на что вы способны. Опираясь, прежде всего, на свои творческие способности.
  • г) к саморазвитию - это умение активно работать над собой, усовершенствуя свои творческие, профессиональные и другие качества.

Психологические возможности саморазвития личности, эффективность этого процесса во многом Зависят от того, на какие правила и принципы опирается в своей жизни и деятельности человек.

Каждый человек в процессе труда, самосовершенствования, образования вырабатывает какие-то приемы, правила жизни.

Такие “правила для себя” выработали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Н.К. Рерих, К.С. Станиславский. Эти правила, принципы имеют универсальный характер, общечеловеческую ценность.

Принцип - задает общую стратегию поведения и деятельности на значительную перспективу.

Правило - характеризует тактику этого поведения и деятельности.

Принципы и правила саморазвития:

1. Принцип самопознания.

Для практического применения его могут быть сформулированы правила:

  • 1) Осмыслить не только то, что делаешь, но и как делаешь.
  • 2) веди дневник, где стремись анализировать не только причины ,своих успехов, но и неудач.
  • 3) развивая в себе способности к самоанализу рефлексии, помнить древнегреческое изречение - "познай самого себя". Для этого изучай свои сильные и слабые стороны, опирайся на сильные и совершенствуй слабые.
  • 2. Принцип Гармонии, Простоты и Красоты.

Правила:

  • 1) Помни, что Гармония, Простота и Красота достигаются большим и прилежным трудом.
  • 2) "Не множить сущность без необходимости" (философ Вильям Оккам). Не усложняй проблем, имеющих простое, однозначное решение.
  • 3) Не ищи проблем там, где их нет. Помнить, что природа проста и не роскошествует излишествами (Исаак Ньютон).
  • 4) Любовь ко всему начинается к любви к прекрасному. Русские зодчие говорили: Только бедные духом люди не украшают свое жилище. Поэтому все должно быть гармонично, просто, красиво.
  • 3. Принцип целеполагания и творческого самоопределения.

Правила:

  • 1) Имей цель для всей жизни, недели, дня, часа, минуты, жертвуя низшими целями ради высших (Л.Н.Толстой "Правила жизни").
  • 2) Помни, что "кто не знает, в какую гавань он плывет, для него нет попутного ветра" (Сенека).
  • 3) Поставь цель - иди к ней, добивайся во что бы то ни стало.
  • 4. Принцип планирования.

Правила:

  • 1) Планируя, учитывайте время. Устанавливайте реальные сроки достижения цели. " Учитывать время - значит дольше жить" (А.П.Чехов).
  • 2) Планируйте, что вы должны достичь, сделать сегодня, завтра, на неделю, на перспективу.
  • 3) Периодически хронометрируйте время , ищите резервы времени.
  • 5. Принцип самоорганизации.

Правила:

  • 1) Научитесь сразу приступать к делу, без раскачки.
  • 2) Приступив к делу, сосредоточьтесь на главном.
  • 3) Меняйте вид занятий, придумывайте для себя стимулы.
  • 4) Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что. Что исполняешь, то исполняй хорошо.
  • 5) Чаще используй самокритику ("Все". "Хватит", "Я должен это сделать", "Вперед и только и песней").
  • 6) Каждый вечер давай себе самоотчет в своих делах и поступках.
  • 7) Помни слова поэта: "Не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь..."
  • 6. Принцип оптимума.

Правила:

  • 1) Не отчаивайся и не успокаивайся, даже в случае временных неудач.
  • 2) Внушай себе: "Я способен на большее! Решал же я более сложные и трудные задачи!
  • 3) В случае неудачи искать новый метод, новое средство, новый ключ к решению задачи. Помнить: оптимум и вера в успех - залог успеха.
  • 4) Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Чтобы каждый день любовь твоя ко всему роду человеческому выражалась в чем-нибудь (Л.Н.Толстой).

Отдельно взятый принцип, система правил применяется крайне редко и не может быть гарантией успеха и вашего продвижения в саморазвитии. Необходима система, непрерывное дополнение и самосовершенствование для самого себя с учетом ваших реальных способностей и реальных условий вашей жизнедеятельности.

Вместо заключения к 6-й главе. Л.Н.Толстой, размышляя над проблемой самосовершенствования, уже будучи в восьмидесятилетнем возрасте, писал: "Да работать надо над собой - теперь, в восемьдесят лет, делать то самое, что я делал с особой энергией, когда мне было 14-15 лет: совершенствоваться !"

Тестовые задания к 6-й главе

Педагогическая деятельность - это:

  • А) активность человека;
  • Б) профессиональная деятельность учителей;
  • В) профессиональная деятельность, которая является обучение, воспитание образование и развитие обучающихся.

Особенности педагогической деятельности определяются:

  • А) её объектом, средствами и орудиями труда;
  • Б) индивидуальными особенностями педагога;
  • В) особенностями семейного воспитания.

«Воспитывать - не значит только выкармливать и вынянчивать, но дать направление уму и сердцу» (В.Г. Белинский). О какой сфере педагогической деятельности идёт речь в словах В.Г. Белинского:

  • А) профессиональной деятельности педагогов;
  • Б) непрофессиональной педагогической деятельности родителей.

Назовите не менее трёх особенностей педагогической деятельности родителей

Педагог прекрасно знает свой предмет, свою науку, но вполне справляется с преподаванием. Почему это происходит?

  • 6. Из приведённого списка выберите умения, которые не характерны для педагогической деятельности:
    • А) коммуникативные;
    • Б) высокая работоспособность;
    • В) несдержанность в эмоциях;
    • Г) некритическое отношение к своей деятельности;
    • Д) нетворческий подход к решению профессиональных задач;
    • Е) эмпатия;
    • Ж) безразличие, отсутствие интерес к человеку.

Педагогическое общение предполагает:

  • А) знание основ педагогики;
  • Б) отсутствие направленности на другого;
  • В) владение умениями организовать общение и управлять им;
  • Г) сформированность определённых нравственных качеств педагога;
  • Д) неэмпатичное отношение к другому;
  • Е) неразвитая речь.

Какого учителя в школе Вы слушали особенно внимательно? Закончите предложение: «Его речь была …».

Приведите несколько доказательств того, что педагогическая деятельность - всепроникающий вид человеческой деятельности?

В чём заключается педагогический дар врача? писателя?

11. Перефразируйте слова В.О. Ключевского: «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую».

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Введение в педагогику
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕК1. Современные тенденции в отечественном образовании2. Система образования в России3. Школа между прошлым и будущим4. Особенности современной омской школы5. Университетское образование в России6. Особенности университетского образования7. Литература к 1 главеГЛАВА 2. ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1. Профессия педагог. Идея вечной профессии2. Педагогическая деятельность и ее особенности3. Структура педагогической деятельности.4. Ценностные характеристики педагогической деятельности5. Педагогические способности6. Литература ко 2-й главеГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА1. Определение педагогики2. Отрасли и разделы педагогики. Связь педагогики с другими науками3. Педагогика как наука: история и современность4. Педагогика как область культуры. Педагогическая культура5. Педагогика как искусство6. Литература к 3-й главеГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ1. Сущность общения. Условия успешного общения2. Педагогическое общение3. Этапы общения4. Стили педагогического общения5. Средства общенияЛитература к 4-й главеГЛАВА 5. САМОРАЗВИТИЕ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УСПЕХУ1. Э.Гиббон (англ. историк).2. Самообразование, его уровни, этапы, формы3. Индивидуальный образовательный маршрут4. Принципы и правила саморазвития5. Литература к 5-й главе