Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогику

Индивидуальный образовательный маршрут

Пути к образованию для каждого человека представляются очень разными и сугубо индивидуальными. Понимание этого отразилось в введении в педагогическую теорию и практику нового понятия - «обобщённый образовательный маршрут» (ООМ).

ООМ рассматривается как совокупность общих для большинства студентов этапов, периодов, линий, характеризующих их продвижение при получении образования Лабунская Н.А Педагогическое исследование современного студента. - СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С. 27..

ООМ существует как множество и многообразие индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). ИОМ проявляется как один из возможных вариантов пути восхождения к образованию. Какие типы ИОМ могут быть предложены педагогическом университете?

Я - центрированный образовательный маршрут. В основе его - сам студент. Всё сосредоточено на нём, всё ориентированно на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность.

ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний.

ИОМ, ориентированный на формирование студентом себя как образованного человека.

ИОМ, ориентированный на формирование студента себя как будущего специалиста.

ИОМ, ориентированный на формирование студента себя как учителя. В основе маршрута этого типа чёткая и определённая цель - стать учителем. Получение образования связывается с приобретением знаний такого уровня и качества, который позволит достойно выполнять свои профессиональные обязанности.

ИОМ, связанный с ориентацией студента на научную деятельность. Ведущая линия этого маршрута - линия получения знаний.

Практика выбора ИОМ в нашем университете только начинает складываться. Сегодня существуют проекты ИОМ, разработанные магистрантами, получающими квалификацию «Преподаватель высшей школы». Приведём пример такого проекта, разработанный доцентом кафедры педагогики ОмГПУ О.А. Петрухиной и магистрантами физического факультета Ю. Мазуренко, О. Прокудиной, В. Схудобеновым, А. Чепко и М. Чепко.

Модель индивидуального образовательного маршрута представлена для конкретного человека:

Первокурсник физического факультета ОмГПУ, выпускник полной общеобразовательной школы, а также выпускник двухгодичной заочной физической школы.

Мотивация:

Мне необходимо образование для будущей научной деятельности, я хочу стать профессиональным ученым.

Тип ИОМ: направлен на научную деятельность.

Цель ИОМ: Создать условия для получения максимального количества знаний и опыта практической деятельности по учебным дисциплинам и дальнейшего поступления в аспирантуру (магистратуру) с получением научной степени (по физике). Предоставить данному человеку возможность найти свое место в области науки, заняться тем, что ему интересно.

Задачи ИОМ:

Выявить интересы личности и дать возможность заниматься интересующей его областью физической науки

Создать условия для развития личности

Составление индивидуального учебного плана на пять лет обучения;

Предоставить данному студенту право выбора вариативной части учебного курса

Изменить формы инварианта так, чтобы ему было интересно, организовать индивидуальную форму контроля по дисциплинам инвариантной части учебного плана.

Предложить факультативные занятия, кружки, мастерские и т.д.

Организовать учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую и практическую деятельность с учетом его интересов, предложить все варианты учебной, практической и научной деятельности, существующие на факультете;

Организовать сферу досуговой деятельности, где себя человек может проявить во внеучебных занятиях.

Прогноз:

Прохождение личностью специально спроектированного индивидуального образовательного маршрута предоставит ей возможность определить круг своих научных интересов, найти себя в интересующей области науки. Что позволит выпускнику не только освоить стандарт педагогического образования, но и подготовит профессионального ученого, возможно, который будет преподавать в педагогическом ВУЗе и заниматься научной деятельностью. Произойдет процесс становления целостной личности ученого и педагога.

Предполагаемый результат:

достижение высокого уровня фундаментальных теоретических знаний по профилирующим учебным дисциплинам;

получение опыта практической деятельности по постановке эксперимента, сбору и обработке данных различными методами, анализу и интерпретации результатов;

опыт научной деятельности (выдвижение гипотезы, постановка цели исследования);

опыт написания учебно-исследовательских работ (рефераты, доклады, курсовые, ВКР).

Примечание: ИОМ составлен для учебных дисциплин естественно-научного блока, так как предполагается , что по остальным блокам (психолого-педагогическому, общеобразовательному, общекультурному и т.д.) студент с данной мотивацией может обучаться с общим потоком.

1 курс

На первом этапе происходит осознание личности своей новой роли, нового социального статуса: осознание себя студентом, данная личность уже осознала неoбходимость образования, ее интересует физическая наука. Происходит процесс познания себя, что мне конкретно интересно, что я могу, возможно прогнозирование: на что я способен, что проявляется в утверждении себя в новой образовательной среде, происходит самоутверждение. Идет несомненный личностный рост.

Сейчас главное не отбить у студента желание учиться. Дать возможность интересно, с пользой для себя проводить вне учебное время. Так как студент выпускник заочной физической школы, то нужно подумать об изменении формы инвариативной части учебного плана. На этом этапе происходит адаптация личности в новых условиях, которые в последствии должны стать для нее комфортными как с психологической, так и с педагогической точки зрения. Человек должен осознать, что он действительно не ошибся, поступая в педагогический вуз на физический факультет. Что именно здесь он может реализовать свои возможности, найти применение своим способностям и талантам.

Также на первом курсе происходит погружение в образовательную среду педагогического университета. Начинается интенсивный процесс приобретения и накопления знаний. На этом этапе человек начинает определяться в своих научных интересах, т.е. идет переработка и систематизация знаний, проявляется дифференциация учебных предметов. Именно на этом этапе необходимо создать условия широкого выбора вариативных модулей программы, чтобы предоставить весь спектр возможностей реализации личности в научной деятельности, показать всевозможные варианты путей развития и обучения, чтобы уже на этом этапе стала происходить ориентация человека в профессиональной деятельности ученого.

2 курс

На втором курсе также продолжается этап погружения в образовательную среду, но отличие заключается в том, что здесь уже должны сформироваться представления о той научной области физической науки, которая интересна студенту. Он уже должен представлять горизонты своего развития и пытаться действовать целенаправленно. На ряду с усвоением общепедагогических и специальных (физических) учебных дисциплин инвариантной части программы, человеку нужно предоставить линию развития по выбранному им пути в заинтересовавшей его сфере научной деятельности, которая будет проходить через все его обучение в вузе. Здесь следует дать план всех модулей вариативной части в выбранном студентом направлении, чтобы ученик мог уже представлять результат своего прохождения данного пути. Следует объяснить, что этот путь не единственно возможный, что вероятен переход на другой маршрут.

На этом этапе следует организовать учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую и практическую деятельность студента с учетом его интересов и возможностей.

3 курс

На третьем курсе человек уже четко определился с областью своих научных интересов, ясно представляет цель своего индивидуального образовательного маршрута. Действует осознанно и целенаправленно. У него уже есть опыт научно-исследовательской деятельности, результаты которой он уже может представлять на научных учебных конференциях семинарах. Здесь происходит интенсивное освоение образовательной среды. Человек осознает себя в роли будущего специалиста, профессионального ученого. Этот этап характеризуется ориентацией на профессиональную деятельность, идет интенсивное накопление, систематизация и обобщение знаний, а также продолжается личностный рост студента.

4 курс

На четвертом курсе студент действует согласно своей цели - стать профессиональным ученым. У него достаточный опыт научно - исследовательской деятельности. Здесь следует дать возможность студенту реализовать свои достижения. Возможно, это будут выступления на научных конференциях, специально разработанный курс для студентов младших курсов, который студент разработал вместе со своим научным руководителем и преподает сам. У человека на этом этапе идет интенсивная работа над созданием собственного учебно-научного труда - выпускной квалификационной работы, которая связана с его учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью.

На четвертом курсе человек получает возможность выбора дальнейшего пути своего обучения. Он должен четко представлять, какие горизонты ему открывает эта возможность. После окончания бакалавриата студент может пойти либо на спецалитет, либо в магистратуру. Он ясно должен представлять трудности, которые возникнут у него, если он выберет параллельное обучение в магистратуре и на пятом курсе.

5 курс

Идет дальнейшее становление личности как профессионального ученого с ориентацией на поступление в аспирантуру. Студент работает в научно-исследовательском направлении. Возможно, уже сам ведет некоторые кружки и ставит эксперименты со студентами. Он является неотъемлемым звеном, включенным в научно-исследовательскую область. Здесь четко может проявится ориентация на деятельность преподавателя высшей школы.

Магистратура

Магистрант, наряду с усвоением федерального, регионального и университетского компонента магистерской программы обучения, продолжает заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Аспирантура

Идет дальнейшее развитие аспиранта как профессионального ученого, т.е. человек почти достиг поставленной им цели и цели индивидуального образовательного маршрута.

Исходя из всего этого для индивидуального образовательного маршрута физический факультет и педагогический вуз может предложить следующие модули вариативного плана.

Бобров Павел Петрович

Первый курс - Физика колебаний и волн (лекции, семинары, лабораторные работы)

Второй курс - Колебания световых волн в веществе (лекции, семинары, лабораторные работы)

Третий курс - Электромагнитные колебания

Четвертый курс - Введение в теорию радиометрии

Пятый курс - Радиолокация земной поверхности

Коришев Владимир Иванович

Первый курс - Три глобальных проблемы человечества (в качестве практического занятия организуется выезд на пасеку)

Второй курс - Физика полупроводников (цикл лабораторных работ)

Третий курс - Физика низких температур (практическая работа в лаборатории специального физического практикума)

Четвертый курс - Термоэлектрические явления (работа над созданием самодельного термоэлектрического холодильника, изучение основных закономерностей)

Пятый курс - Проблемы сверхпроводимости (практикум по созданию условий возникновения явления сверхпроводимости, снятие зависимостей, построение графиков, обсуждение основных проблем)

Дмитриев Владимир Викторович

Первый курс - курс практических занятий, направленных на овладение навыками работы с приборами, используемыми в астрономии

Второй курс - Другие галактики (обсуждается существование других галактик, законов их возникновения и развития)

Третий курс - Проблемы существования жизни на других планетах (выясняются условия возможности существования жизни на других планетах, в других галактиках, проводится цикл лабораторных работ: берутся сведения в глобальной сети о звездных системах и по фотографиям и графикам определяются физические условия на планете, которые могут или не могут быть пригодными для жизни)

Четвертый курс - Физика Солнца (изучаются физические явления, происходящие на Солнце, изучение Солнца происходит по фотографиям и компьютера с помощью специальных программных пакетов, также организуются практики с непосредственным наблюдением за Солнцем)

Пятый курс - Современные проблемы астрофизики

Переверзева Дина Григорьевна

Первый курс - Физика и информатика (практические занятия, лабораторные работы, лекции)

Второй курс - Введение в теорию формализации и моделирования

Третий курс - Научные основы физического моделирования

Четвертый курс - Моделирование физических процессов

Пятый курс - Построение компьютерных моделей в различных областях человеческой деятельности

Внеучебные мероприятия:

Воскресная компьютерная школа.

Здесь проводятся занятия по программированию, по мультимедиа, по компьютерному моделированию.

Также здесь занимаются учащиеся школ и студенты могут выступать в роли преподавателя в этой школе.

Факультет ведет работу с детским домом: организация праздников, сбор игрушек, книг, детских вещей и денег. Студенты принимают в этом активное участие.

Активно работает студенческий совет.

На факультете проводится День физика с выездом всего факультета на природу, студенты и преподаватели вместе готовятся к этому празднику

Работает редакция физической газеты

Свои творческие таланты студенты могут реализовать в актовом зале, где проводятся репетиции музыкальных групп, театров, также проводится литературный конкурс и т. д.

Для студента, окончившего заочную физическую школу можно предложить изменение формы инвариантных учебных физических дисциплин: например, посещение лекций необязательно, но на семинарах этот студент выступает с более глубокими, интересными докладами, пишет рефераты, самостоятельно работает с литературой, подготавливает ЭССЕ и т.д.

Кружки, факультативы и мастерские.

В четвертом корпусе (на Романенко) работает кружок по деревообработке и металлообработке.

Конструирование физических приборов

Астрофизика

Подобного рода проекты могут быть вам предложены в процессе получения образования в нашем университете. Если у вас появился интерес, к выбору ИОМ, если у вас появилось желание реализовать какой-либо из приведённых типов ИОМ, обратитесь за помощью в деканат своего факультета или к преподавателю, с которым вы бы хотели сотрудничать.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Введение в педагогику
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕК1. Современные тенденции в отечественном образовании2. Система образования в России3. Школа между прошлым и будущим4. Особенности современной омской школы5. Университетское образование в России6. Особенности университетского образования7. Литература к 1 главеГЛАВА 2. ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1. Профессия педагог. Идея вечной профессии2. Педагогическая деятельность и ее особенности3. Структура педагогической деятельности.4. Ценностные характеристики педагогической деятельности5. Педагогические способности6. Литература ко 2-й главеГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА1. Определение педагогики2. Отрасли и разделы педагогики. Связь педагогики с другими науками3. Педагогика как наука: история и современность4. Педагогика как область культуры. Педагогическая культура5. Педагогика как искусство6. Литература к 3-й главеГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ1. Сущность общения. Условия успешного общения2. Педагогическое общение3. Этапы общения4. Стили педагогического общения5. Средства общенияЛитература к 4-й главеГЛАВА 5. САМОРАЗВИТИЕ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УСПЕХУ1. Э.Гиббон (англ. историк).2. Самообразование, его уровни, этапы, формы3. Индивидуальный образовательный маршрут4. Принципы и правила саморазвития5. Литература к 5-й главе