Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогику

Средства общения

В этом параграфе речь пойдет об инструментарии общения. Простые житейские наблюдения позволяют сделать вывод о том, что разные люди используют в общении разные средства своей выразительности и одни и те же средства - неодинаково. Для одного - проблема передачи эмоций и смысла превращается в тяжелую работу; другой мучается, что его не понимают; третий - одним выражением глаз способен отдать приказ или создать нужное настроение. Конечно, в последнем случае речь идет об особой силе личности, но и о владении средствами общения.

На наш взгляд, необходимость поиска и овладения будущими педагогами средствами общения как средствами самовыражения очевидна.

При всем многообразии подходов к проблеме классификации средств общения, анализ их, в конечном счете, позволяет свести их к вербальному (т.е. посредством слов, речи) и невербальному (посредством жестов и мимики).

В непосредственном, живом общении людей вербальное общение всегда сопровождается невербальным.

Рассмотрим особенности речевого общения. Речь - основной регулятор взаимодействия, характеризующий человеческий уровень общения. Культура общения и преодоления конфликтов достигается в первую очередь на речевом уровне.

Еще в глубокой древности восточный мудрец, определяя искусство красноречия, говорил, что цель этого искусства - побудить людей к тому, чего они не хотят отвратить от того, к чему они стремятся и при этом создать у них уверенность, что они действуют по собственной воле. В античные времена, когда Эсхилл завершал речь, народ восклицал: “Как хорошо он говорит!” Когда же выступал Демосфен, толпа шумела: “Веди нас в бой!”

В зависимости от цели речь может быть:

- разъяснительная, где главное - занимательность, интерес, поддержка внимания;

- информационная, которая не только пробуждает любознательность, но и дает новое представление о предмете, событии;

- воодушевляющая речь, обращенная к чувствам, эмоциям человека;

- убеждающая речь, которая предполагает логически аргументированное доказательство или опровержение какого-либо положения;

- призывающая к действию речь. Призыв к действию может быть прямым или косвенным, а само действие наступать когда-нибудь или немедленно.

Речь всегда порождается каким-то отношением к ситуации, является порождением внутреннего мира человека. Отсюда - специфическое выражение речи в тоне, громкости голоса. Голосовые приемы:

1) Тон речи (оттенок речи, голоса):

- служит индикатором отношения одного участника общения к другому, к его поступкам, словам;

- может маскировать истинное отношение;

-служит индикатором искренности, правдивости говорящего, значимости того, что он произносит;

- позволяет судить о взаимоотношениях субъектов (симпатии или антипатии);

Может быть такое, что тон не совпадает с содержанием.

2) Громкость речи - служит средством активизации внимания (в одних случаях - с помощью усиления , в других - снижения громкости голоса):

3) Темп речи - восстановить внимание можно его замедлением;

4) Пауза - умело выдержанная, помогает сосредоточить внимание партнеров на нужном месте беседы, рассказа. Иногда Выдержанная пауза эффективнее других приемов.

Перед речевым общением.

Практика школьной жизни показывает, что речевое общение составляет основу педагогического процесса. Это главный инструмент, в котором выражаются все особенности педагога: его эрудиция, личные особенности, знания и умения, педагогическое мастерство.

Невербальное общение также имеет большое значение в деятельности учителя. Это и средство эффективного взаимодействия с партнерами, и информация для оценки состояния партнера, его отношения к общению.

Рассмотрим некоторые средства неречевого общения.

1) Выражение лица.

Агрессивно настроенный человек - смотрит прямо в глаза, губы его плотно сжаты, брови нахмурены и говорит сквозь зубы.

Миролюбивый человек - легкая улыбка, миролюбиво изогнутые брови, отсутствие складок по лбу.

Выражение собеседника позволяет вырабатывать собственную стратегию поведения.

2) Походка.

Утверждают, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать

Те, кто держит руки в карманах - скорее всего скрытны и критичны.

Те, кто находится в угнетенном состоянии, тоже часто ходят, держа руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

3) Жесты.

Выражающие открытость - развернутые навстречу собеседнику руки. Этот жест часто сопровождается поднятием плеч, ладони раскрыты вперед. Расстегнутая одежда - также знак открытости.

Закрытость обозначают скрещенные на груди руки, пальцы, сжатые в кулак.

Жесты оценки: рука у щеки человек задумался; наклон головы на бок - заинтересованность; почесывание подбородка - размышление и оценка и т.д.

Гармоничное сочетание вербальных и невербальных средств - важное условие эффективности взаимодействия вступающих в общение собеседников.

Заключение к пятой главе составят ряд утверждений, к которым можно прийти, познакомившись с ее материалами:

1) Общение - это не просто действие того или иного субъекта или воздействие одного субъекта на другого, но их противоречивое взаимодействие

2) Для успешного общения необходимо согласование всех его элементов и выполнение ряда условий;

3) Противоречивое взаимодействие в школе - это общение между всеми его участниками: учениками, учителями, родителями и администрацией школы, направленный на полноценное развитие личности;

4) Анализ функций позволяет определить особенности общения и его роль в педагогическом процессе;

5) Через общение учитель и ученик проявляют свою индивидуальность. Каждый педагог находит свой стиль педагогического общения. При этом найденный стиль общения одного учителя, совершенно не подходит другому.

6) Овладение педагогическим общением предполагает изучение приемов, способов этого процесса;

Мы заканчиваем наш разговор о педагогическом общении, не рассмотрев всех вопросов. Самый большой пробел - технологии педагогического общения. Но овладение ими - дело будущего. Нам только хотелось, чтобы материалы этой главы вдохновили бы вас на самостоятельную работу по поиску и тренировке своей способности общаться.

Тестовые задания к 5-й главе

Из списка умений выберите те, которые присущи только педагогу:

А) умение работать с документами;

Б) Умение убедить, привлечь к себе;

В) умение отремонтировать сложный прибор;

Г) находчивость;

Д) искренность;

Е) умение водить машину.

Закончите фразу: «Обучение - основа».

Педагогическое общение:

А) регулирует совместную деятельность педагога и воспитанника;

Б) обмен знаниями;

В) формирует активную позицию, творчество школьников;

Г) встреча с любимым учителем.

Речь педагога должна быть:

А) точной;

Б) несущей угрозу;

В) разнообразной по языковым средствам;

Г) логичной, доступной;

Д) командирской.

5. Передайте своими словами смысл высказывания Л.Н. Толстого: «Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним».

6. О какой функции педагогического общения идёт речь:

Монологическая форма речи используется педагогом для изложения сложного материала, обеспечения выводов по проведённым опытам.

7. Какое важное качество педагога в общении охарактеризовано словами: «Педагог познаёт своих воспитанников; они, в свою очередь, заняты «изучением» педагога. Понимание педагога и принятие его личности воспитанниками взаимосвязаны».

8. Выделите среди названных гуманистические стили общения:

А) общение-дистанция;

Б) общение-превосходство;

В) общение на основе совместной творческой деятельности;

Г) общение - союз.

9. Заполните пропуск в данном предложении союзами «и» и «или»:

Общение - это наука искусство.

10. От каких недиалогических отношений предостерегает пословица: «Как тут говорить, где не дадут рта отворить?»

Литература к 4-й главе

Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Пед. общ.-во России. 2000.

Грехнев В.С. Культура педагогического общения - М.: - 1990.

Горелов И.Н. Житников В.Ф. и др. Умеете ли вы общаться - М.: - 1991.

Каган М.С. Мир общения. М., 1999.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении - М.: - 1987.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей - М.:- 1989.

Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение - М: - 1986.

Никишина Г.В., Соломатин А.М. Педагогическое общение - Омск: - 1995

Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна - М.: - 1989.

Поляков С.Д. Психодиагностика воспитания - М.: - 1996.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Введение в педагогику
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕК1. Современные тенденции в отечественном образовании2. Система образования в России3. Школа между прошлым и будущим4. Особенности современной омской школы5. Университетское образование в России6. Особенности университетского образования7. Литература к 1 главеГЛАВА 2. ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1. Профессия педагог. Идея вечной профессии2. Педагогическая деятельность и ее особенности3. Структура педагогической деятельности.4. Ценностные характеристики педагогической деятельности5. Педагогические способности6. Литература ко 2-й главеГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА1. Определение педагогики2. Отрасли и разделы педагогики. Связь педагогики с другими науками3. Педагогика как наука: история и современность4. Педагогика как область культуры. Педагогическая культура5. Педагогика как искусство6. Литература к 3-й главеГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ1. Сущность общения. Условия успешного общения2. Педагогическое общение3. Этапы общения4. Стили педагогического общения5. Средства общенияЛитература к 4-й главеГЛАВА 5. САМОРАЗВИТИЕ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УСПЕХУ1. Э.Гиббон (англ. историк).2. Самообразование, его уровни, этапы, формы3. Индивидуальный образовательный маршрут4. Принципы и правила саморазвития5. Литература к 5-й главе