Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогику

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

“Науки сокращают нам опыты быстро-

текущей жизни”

А.С.Пушкин.

Определение педагогики

В этой главе мы будем вести разговор о современной педагогической науке. Для одних из вас изучение ее станет началом овладения педагогической профессией, другим - поможет осознать себя, свое место в семье. Ну а всем нам вероятнее всего изучение науки педагогики поможет более успешно налаживать взаимоотношения с другими людьми.

В самом начале дадим определение педагогике как науке. Чтобы раскрыть представление о педагогике более полно, мы приведем три определения:

1. Педагогика - наука об образовании личности.

2. Педагогика - совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.

3. Педагогика - наука о воспитании.

Такое множественное представление о педагогике является отражением широты круга явлений, которые изучает, объясняет и прогнозирует педагогическая наука.

Отрасли и разделы педагогики. Связь педагогики с другими науками

В ходе развития педагогики некоторые ее разделы выделились в относительно самостоятельные отрасли знания.

Школоведение - система знаний об организации школьного дела и управления им.

Теорию образования детей с физическими недостатками называют коррекционной педагогикой. Ее структура отражена в схеме № 2:

История педагогики позволяет заново осмыслить, глубже понять закономерности историко-педагогических процессов.

Педагогика зарождалась и складывалась как социальная наука. Она находится в системе гуманитарных знаний и продолжает развиваться в соответствии с другими гуманитарными науками. Прежде всего - с философией, этикой, эстетикой, психологией.

Поскольку человек неотделим от природы и развитие его (физическое и психическое) представляет собой процесс социально-биологический, то состояние педагогики во многом зависит от уровня развития естественнонаучных знаний (биологии, физиологии, генетики). Например, теория физического воспитания опирается на анатомию и физиологию человека, коррекционная педагогика - на педиатрию и психиатрию.

Для современной педагогики характерно укрепление связей с антропологией (наукой о происхождении и эволюции человека), социологией и психологией. Соотношение между педагогикой и другими науками сложны, относительны и подвижны. Психология не ограничивается изучением только психики человека. Изучается психология социальных масс, групп, коллективов и проч. Педагогика же признает что воспитание должно строиться на основе изучения объективных закономерностей жизни и развития детей в различных социально-исторических условиях.

Для современной педагогики характерны комплексные исследования, которые сочетают социологический, психологический и собственно педагогический анализ того или иного явления.

Если на процесс воспитания в широком его смысле посмотреть более детально, то можно выделить более мелкие отрасли педагогического знания.

Например, антропология изучает человека (того, кто передает и кому передается опыт), педагогическая культурология изучает саму человеческую культуру (то, что передается в процессе воспитания). Педагогическая социология исследует проблемы человеческого общества в контексте педагогических задач. Педагогическая аксиология - наука о человеческих ценностях.

В заключении приведем схему, в которой более систематизированно представлены взаимосвязи педагогики с другими наукам

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Введение в педагогику
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕК1. Современные тенденции в отечественном образовании2. Система образования в России3. Школа между прошлым и будущим4. Особенности современной омской школы5. Университетское образование в России6. Особенности университетского образования7. Литература к 1 главеГЛАВА 2. ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1. Профессия педагог. Идея вечной профессии2. Педагогическая деятельность и ее особенности3. Структура педагогической деятельности.4. Ценностные характеристики педагогической деятельности5. Педагогические способности6. Литература ко 2-й главеГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА1. Определение педагогики2. Отрасли и разделы педагогики. Связь педагогики с другими науками3. Педагогика как наука: история и современность4. Педагогика как область культуры. Педагогическая культура5. Педагогика как искусство6. Литература к 3-й главеГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ1. Сущность общения. Условия успешного общения2. Педагогическое общение3. Этапы общения4. Стили педагогического общения5. Средства общенияЛитература к 4-й главеГЛАВА 5. САМОРАЗВИТИЕ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УСПЕХУ1. Э.Гиббон (англ. историк).2. Самообразование, его уровни, этапы, формы3. Индивидуальный образовательный маршрут4. Принципы и правила саморазвития5. Литература к 5-й главе