Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогику

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

“Науки сокращают нам опыты быстро-

текущей жизни”

А.С.Пушкин.

Определение педагогики

В этой главе мы будем вести разговор о современной педагогической науке. Для одних из вас изучение ее станет началом овладения педагогической профессией, другим - поможет осознать себя, свое место в семье. Ну а всем нам вероятнее всего изучение науки педагогики поможет более успешно налаживать взаимоотношения с другими людьми.

В самом начале дадим определение педагогике как науке. Чтобы раскрыть представление о педагогике более полно, мы приведем три определения:

1. Педагогика - наука об образовании личности.

2. Педагогика - совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.

3. Педагогика - наука о воспитании.

Такое множественное представление о педагогике является отражением широты круга явлений, которые изучает, объясняет и прогнозирует педагогическая наука.

Отрасли и разделы педагогики. Связь педагогики с другими науками

В ходе развития педагогики некоторые ее разделы выделились в относительно самостоятельные отрасли знания.

Школоведение - система знаний об организации школьного дела и управления им.

Теорию образования детей с физическими недостатками называют коррекционной педагогикой. Ее структура отражена в схеме № 2:

История педагогики позволяет заново осмыслить, глубже понять закономерности историко-педагогических процессов.

Педагогика зарождалась и складывалась как социальная наука. Она находится в системе гуманитарных знаний и продолжает развиваться в соответствии с другими гуманитарными науками. Прежде всего - с философией, этикой, эстетикой, психологией.

Поскольку человек неотделим от природы и развитие его (физическое и психическое) представляет собой процесс социально-биологический, то состояние педагогики во многом зависит от уровня развития естественнонаучных знаний (биологии, физиологии, генетики). Например, теория физического воспитания опирается на анатомию и физиологию человека, коррекционная педагогика - на педиатрию и психиатрию.

Для современной педагогики характерно укрепление связей с антропологией (наукой о происхождении и эволюции человека), социологией и психологией. Соотношение между педагогикой и другими науками сложны, относительны и подвижны. Психология не ограничивается изучением только психики человека. Изучается психология социальных масс, групп, коллективов и проч. Педагогика же признает что воспитание должно строиться на основе изучения объективных закономерностей жизни и развития детей в различных социально-исторических условиях.

Для современной педагогики характерны комплексные исследования, которые сочетают социологический, психологический и собственно педагогический анализ того или иного явления.

Если на процесс воспитания в широком его смысле посмотреть более детально, то можно выделить более мелкие отрасли педагогического знания.

Например, антропология изучает человека (того, кто передает и кому передается опыт), педагогическая культурология изучает саму человеческую культуру (то, что передается в процессе воспитания). Педагогическая социология исследует проблемы человеческого общества в контексте педагогических задач. Педагогическая аксиология - наука о человеческих ценностях.

В заключении приведем схему, в которой более систематизированно представлены взаимосвязи педагогики с другими наукам

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Банковское дело
Бухучет и аудит
География
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Охрана труда
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Техника
Товароведение
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее