Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогику

Ценностные характеристики педагогической деятельности

Педагоги являются представителями гуманитарной интеллигенции. В значительной степени от них зависят судьбы образования, культуры, становление будущих поколений. Именно поэтому представляется важным и необходимым уяснение ценностных характеристик педагогической деятельности, которой занимается огромное количество специалистов.

Педагогическую деятельность - важнейший атрибут человеческого бытия. Без неё невозможно развитие общества. Этим определяются важнейшие ценностные характеристики педагогической деятельности. К ним следует отнести:

1) Отношение к детству. Оно проявляется в понимании педагогом сущности и ценности детства, сущности взаимоотношений взрослых и детей, подлинного, гуманного смысла своей профессиональной деятельности. Отсюда - вторая ценностная характеристика педагогической деятельности.

2) Гуманистическая культура педагога. Она проявляется в ориентации профессиональной деятельности на общечеловеческие культурные ценности, на диалог с учеником, на творческое, рефлексивное отношение к труду. Гуманистическая культура педагога проявляется в его гуманистической позиции. Которая ёмко выражена в принципах педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили: любить детей; очеловечить среду, в которой живёт ребёнок, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия; прожить в ребёнке своё детство, чтобы познать жизнь ребёнка См.: Амонашвили Ш.А. Единство цели: пособие для учителя. - М., 1987. - С.167..

3) Высокие нравственные качества педагога. Они проявляются и в стиле его профессионального поведения, и общении с учениками, и решении педагогических ситуаций.

Как показывает А.С. Роботова, нравственные характеристики педагогической деятельности в общественном сознании связываются:

- с убеждением, что учитель должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры;

- с нравственной мотивацией педагогической деятельности; с нравственным характером общения и взаимодействия учителя с учащимися;

- с целостным влиянием учителя на личность ученика, что требует от учителя эмпатии, искусства понимания другого человека; со способностью учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков, экспериментирования Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия. 2000. С.42..

Таким образом, профессиональное становление педагога неразрывно связано с его нравственным становлением.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Введение в педагогику
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕК1. Современные тенденции в отечественном образовании2. Система образования в России3. Школа между прошлым и будущим4. Особенности современной омской школы5. Университетское образование в России6. Особенности университетского образования7. Литература к 1 главеГЛАВА 2. ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1. Профессия педагог. Идея вечной профессии2. Педагогическая деятельность и ее особенности3. Структура педагогической деятельности.4. Ценностные характеристики педагогической деятельности5. Педагогические способности6. Литература ко 2-й главеГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА1. Определение педагогики2. Отрасли и разделы педагогики. Связь педагогики с другими науками3. Педагогика как наука: история и современность4. Педагогика как область культуры. Педагогическая культура5. Педагогика как искусство6. Литература к 3-й главеГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ1. Сущность общения. Условия успешного общения2. Педагогическое общение3. Этапы общения4. Стили педагогического общения5. Средства общенияЛитература к 4-й главеГЛАВА 5. САМОРАЗВИТИЕ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УСПЕХУ1. Э.Гиббон (англ. историк).2. Самообразование, его уровни, этапы, формы3. Индивидуальный образовательный маршрут4. Принципы и правила саморазвития5. Литература к 5-й главе