Развитие трамвая в послевоенный период

Сразу же после окончания Великой Отечественной войны трамвайные хозяйства столкнулись с серьёзной проблемой восстановления разрушенной инфраструктуры. И, хотя большая часть путей и подвижного состава была довольно быстро восстановлена и введена в эксплуатацию, на некоторых маршрутах, где восстановление было слишком трудоемким или нецелесообразным, трамвай был заменен троллейбусами и автобусами. Таким образом прекратила своё существование одна из немногих междугородних линий трамвая Киев -- Бровары, где вместо трамвая был введен автобус.

В то время как в мегаполисах трамвай частично вытеснялся метро, в городах с населением менее миллиона человек трамвай продолжал динамично развиваться.(см.рис.4)

ЛМ-49, производства ВАРЗ

Рис.4. ЛМ-49, производства ВАРЗ

После войны было также возобновлено производство трамваев на заводах в Усть-Катаве (Усть-катавский вагоностроительный завод, УКВЗ), Ленинграде (Вагоноремонтный завод, ВАРЗ, сейчас Петербургский трамвайно-механический завод, ПТМЗ), Киеве (Киевский завод электротранспорта, КЗЭТ), вновь начато в подмосковном Тушине (Тушинский машиностроительный завод, бывший завод № 82 НКАП), откуда вскоре было передано в Ригу (Рижский вагонный завод, РВЗ). Киевский и ленинградский заводы в основном обеспечивали потребности своих городов, продукция остальных заводов распространялась по всем городам СССР.

Трамваи «Татра» в Киеве

Рис.5. Трамваи «Татра» в Киеве

Для нужд оставшихся немногочисленных узкоколейных трамвайных хозяйств импортировались вагоны из ГДР, «Лова» и «Гота» (ввозились в небольших количествах и ширококолейные вагоны этих марок).

В 1959 году в трамвайном хозяйстве СССР началась «эпоха Татр»(см.рис.5): чехословацкие трамваи марки «Шкода» пражского завода «ЧКД» импортировались в больших количествах и поныне составляют основу трамвайного парка многих городов России, других стран бывшего СССР и социалистического блока.

Первая в СССР линия скоростного трамвая была построена в Киеве по инициативе Владимира Веклича и Василия Дьяконова в 1978 год Она соединила юго-запад (район Борщаговка) и центр города (железнодорожный вокзал)

Первая линия электрического трамвая в России протяжённостью 1 км открылась для регулярного движения в Киеве по маршруту «Александровская площадь - Крещатик - Большая Жандармская улица» 13 (1) июня 1892 г. Пробные пуски состоялись с 14 по 19 мая 1892 г. Проект разработан военным инженером А. Струве; строитель-подрядчик - немецкая фирма Siemens.

Рис.6

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >