Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Медицина arrow Важнейшие принципы организации хирургического стационара

Санитарно-гигиенический режим в хирургическом, травматологическом отделении

У всех поступающих больных врач осматривает кожные покровы, зев, лимфоузлы, измеряет температуру. Деревянные, металлические шпатели после использования обеззараживают, термометры целиком помещают в сосуд с дезинфицирующим раствором при полном погружении в 3%-ный раствор хлорамина на 60 мин. Осмотр больного проводят на кушетке, покрытой клеенкой; после приема каждого больного ее обязательно протирают ветошью, смоченной 0,5%-ным раствором хлорамина, 3%-ным раствором перекиси водорода -- дважды. После осмотра больного, исследования ран и смены повязок персонал моет руки теплой проточной водой с мылом в течение 2 мин. Для мытья рук используют брусковое хозяйственное мыло или туалетное мыло в мелкой расфасовке (на одну обработку). После осмотра больного с гнойно-септическим заболеванием, обработки гнойных ран персонал обеззараживает руки растворами бактерицидных препаратов.

В качестве средств для дезинфекции рук применяют 70%-ный этиловый спирт, 0,5%-ный раствор хлоргексидина глюконата в 70%-ном этиловом спирте, 0,5%-ный раствор хлорамина, дегмин, церигель. Рабочие растворы указанных препаратов готовит аптека лечебно-профилактического отделения. Для каждого члена дежурной бригады выделяют индивидуальное полотенце. Полотенца меняют не реже одного раза в сутки.

Исследование ран и смену повязок проводят в перевязочной в халатах, шапочках, полностью закрывающих волосы, масках, перчатках. При обработке больных с гнойными ранами дополнительно надевают клеенчатый фартук, который после обработки обеззараживают двукратным протиранием 1%-ным раствором хлорамина, 3%-ным раствором перекиси водорода с 0,5 моющего средства, 0,2%-ным дезоксоном-1 и т.д.Гигиена хирургических стационаров - раздел гигиены, разрабатывающий гигиенические нормы и требования к расположению, планированию, санитарно-техническому благоустройству. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим стационаров создан с целью обеспечения оптимальных условий пребывания больных в стационаре, эффективного проведения лечебных мероприятий, обеспечения благоприятных условий труда медперсонала, профилактики и обезвреживания внутрибольничной инфекции.

Больных в хирургических учреждениях делят на «чистых» и «гнойных», в связи с чем различают чистую и гнойную хирургию.

Чистая хирургия занимается лечением больных без гнойных и воспалительных заболеваний. Гнойная хирургия оказывает помощь больным, у которых причиной заболевания является инфекция. Учитывая возможность переноса инфекции от «гнойных» больных к «чистым», больных с гнойными заболеваниями изолируют в специальные палаты или отделения гнойной хирургии.

Хирургическое отделение состоит из палат для больных, операционного блока, перевязочной, манипуляционного кабинета и подсобных помещений (санитарный узел, ванная комната, столовая, буфетная, комнаты для белья, персонала и т.п.).

Санитарно-гигиенический режим предусматривает соблюдение норм вместимости больничных палат, обеспечения оптимального микроклимата, химического и бактериологического состава воздушной среды, режима вентиляции и освещения помещений, поставку доброкачественной питьевой воды, своевременное и полное удаление и обеззараживание отходов, обеспечение больных рациональным и сбалансированным питанием, уборки помещений, стирки и смены белья, соблюдения правил личной гигиены и тому подобное.

Противоэпидемический режим хирургического отделения направлен на предотвращение возникновения и распространения внутрибольничной инфекции. Основные положения противоэпидемического режима регламентируются приказом №720 (31.07.1978).

Инфекция - это состояние заражения организма патогенными микробами, при котором происходит взаимодействие между возбудителем заболевания и макроорганизмом в определенных условиях внешней и внутренней сред.

Источником возбудителя инфекции может быть больной организм человека или бактерионоситель.

Внутрибольничная или нозокомиальная (термин происходит от греческих слов nosos [болезнь] и komein [лечить], а позже от латинского nosocomium [больница]) инфекция - это инфекция, которая поражает пациента при поступлении в больницу или другое медицинское заведение, а также медперсонал при осуществлении его профессиональной деятельности.

В целом считается, что период длительностью 48-72 часа с момента поступления свидетельствует о нозокомиальной причине инфекции. Кроме роста частота осложнений и смертности, нозокомиальная инфекция опасна тем, что причиной ее часто выступают микроорганизмы, резистентные к лечебным препаратам.

Нозокомиальная инфекция может локализоваться в любой части тела, однако чаще всего наблюдаются инфекции дыхательных путей, инфицирование катетеров для инфузий, инфекции мочевыводящих путей и инфицирование раневых поверхностей.

Развитие нозокомиальной инфекции зависит от двух ключевых факторов: ослабление защитных функций организма и колонизации патогенными или потенциально патогенными бактериями.

Соблюдение правил асептики являются основополагающим принципом при организации хирургического стационара. Необходимо создать максимум условий для безопасного выполнения операций, проведения обследования и послеоперационного ухода за больными. В основе организации хирургических отделений лежит один из основных принципов асептики - разделение на "чистых” и "гнойных” больных. Любые современные способы профилактики и борьбы с инфекцией окажутся неэффективными, если рядом в одной палате будет находиться чистый послеоперационный (юльной и пациент с гнойносептическим заболеванием. Правило разделения больных на “чистых” и “гнойных” применяется как при поступлении больного в стационар, так и в ходе лечения, при определении очередности операций, перевязок или других манипуляций. В зависимости от вида лечебного учреждения этот вопрос решается разными способами, но основополагающим является максимальной разделение этих категорий больных. Если в больнице одно хирургическое отделение, то в нем специально выделяются палаты для гнойных больных. Обязательно организуют две перевязочные: чистую и гнойную, причем гнойную распола- гают в том же крыле, где находятся палаты для гнойных больных. Для работы с этой категорией больных выделяют специальный персонал, организуют отдельный сестринский пост. В случае если в больнице несколько хирургических отделений, то обязательно выделяют гнойное отделение. Соответственно уже при госпитализации, происходит" разделение больных, что препятствует взаимному инфицированию среди них. Разделение больных на “чистых” и “гнойных” происходит и внутри отделения. В первую очередь выполняются более чистые оперативные вмешательства, перевязки проводятся с учетом инфицированности больных. Основными структурными подразделениями любого хирургического стационара являются лечебно-диагностические отделения и операционный блок. В крупных лечебных учреждениях может создаваться отдельное операционное отделение. Устройство лечебно-диагностических отделений Хирургические отделения должны располагаться не на первом этаже. Это уже в какой-то мере создает изоляцию. В отделении предусматривается развертывание палат, количество которых зависит от его мощности. Кроме палат должны быть административные (сестрин- ская, ординаторская, кабинет заведующего отделением и кабинет старшей сестры лечебно-диагностические (перевязочные, манипуляционные, гипсовальные др.), подсобные (бельевая, столовая, буфетная, ванная, санитарные узлы для персонала и больных) помещения. (На 20-30 больных выделяется по<5т сестрыГ) Известно, что при поступлении в стационар лишь у 5 % чистых хирургических больных выявляют патогенные микробы. Через месяц - у 70 %, а спустя 1,5 месяца уже у 100 % больных. Поэтому целесообразно размещать больных в палатах, группируя их с учетом времени поступления. Площадь палат общехирургического отделения определяется из расчета 6, 5-7, 5 кв. м. на одну койку при высоте помещения не мене 3 м и ширине не менее 2,2 м. Наиболее удобны небольшие палаты на 2- 4 койки (изолятор - на 1-2 койки), оснащенные отдельным санузлом. Ориентация окон палат и лечебно-диагностических кабинетов не имс- ет принципиального значения, но соотношение окон и пола должно быть 1:6, 1:7. Для облегчения проведения уборки полы должны быть покрыты линолеумом, плиткой или быть заливными. Стены окрашиваются масляной краской или покрываются кафелем. В перевязочных масляной краской покрываются и потолки. Температура должна поддержи ваться 5о ) влажность{5б-5 °/Ј) Мебель для всех помещений отделения должна отвечать требовЭниям: 1) быть удобной для больного, 2) облегчать персоналу уход за больными, 3) легко передвигаться, 4) быть удобной для содержания ее в чистоте, 5) не портиться от мытья и влажной дезинфекции. Количество мебели должно быть достаточным, но не излишним. Уборка помещений хирургического отделения Устройство и оборудование хирургического отделения должно быть таким, чтобы можно было легко производить многократные уборки. Влажная уборка производится два раза в день, утром и вечером . Элементом санитарно-гигиенических мероприятий является влажная уборка мебели, обработка предметов ухода за больными. Важной мерой профилактики воздушно-капельной инфекции является проветривание помещений. Оно должно осуществляться по графику. Только проветривание снижает обсемененность воздуха на 30 %. Кроме того, все палаты и лечебно-диагностические помещения оборудуются бактерицидными лампами. Режим работы хирургического отделения В хирургическом отделении должен соблюдаться строгий санитарно-гигиенический режим. Доступ посетителей или других посторонних лиц должен быть ограничен. Следует помнить, что медицинский персонал хирургических отделений также может стать источником инфекции. Это может быть обусловлено двумя обстоятельствами: нарушением медработниками правил гигиены и наличием среди них бациллоносителей. Поэтому к сотрудникам хирургических отделений предъявляются особые требования. Каждый сотрудник, поступающий на работу в отделение хирургического профиля, проходит полный медицинский осмотр (включая осмотр стоматологом и оториноларингологом, бактериологический посев со слизистой носоглотки на наличие патогенного стафилококка), инструктаж по проведения основных санитарно- эпидемиологических мероприятий. Медицинский персонал ставиться на диспансерное обслуживание и один раз в квартал проходит тщательный осмотр. Бациллоносителей (лиц практически здоровых, но выделяющих в окружающую среду патогенную микрофлору чаще всего из носа, глотки) отстраняют от работы и проводят соответствующее лечение. Только после бактериологического контроля их допускают к работе. В случае вспышки внутрибольничной инфекции организуются внеочередные осмотры медицинского персонала. Гигиена медицинского персонала. Гигиена медперсонала основана в первую очередь на осуществлении повышенных требований к личной гигиене. Основной задачей личной гигиены медицинского персонала являегся поддержание гигиенического состояния тела. Соблюдается периодическая стрижка волос и ногтей. Ежедневная чистка зубов и полоскание ротовой полости. В начале работы желателен гигиенический душ, смена одежды и белья. Во время работы в отделении, необходимо пользоваться спецодеждой. Все работники должны иметь сменную обувь, халаты, или специальные костюмы из легкой ткани, регулярно проходящие стирку. Обязательным элементов'одежды является колпак. Медицинский колпак должен закрывать волосяной покров головы полностью, т. к. в волосах оседает пыль и возможно попадание микроорганизмов в рану, на инструменты, перевязочный материал. Выход в спецодежде за пределы отделения не разрешается. Медицинские работники в отделении особо должны обращать внимание на соблюдение правил гигиены и правил асептики при непосредственной работе с больными. Это необходимо не только, для того чтобы не способствовать передаче инфекции от больного к больному, но и самим избежать заражения. После осмотра больного, исследования ран или смены повязок, дезинфекции помещений, а также гигиенических процедур персонал моет руки теплой проточной водой с мылом в течение 2 минут. Для мытья рук используют хозяйственное брусковое или туалетное мыло в мелкой расфасовке на одну процедуру. Частое мытье рук медперсонала в хирургии - важнейший принцип больничной гигиены хирургического стационара. После контакта с инфекционным содержимым персонал обеззараживает руки растворами бактерицидных препаратов. В качестве средств для дезинфекции рук применяют 76 % этиловый спирт, 0,5 % раствор хлоргексина биглюконата в 70 % этиловом спирте или 0,5 % (0,125 % по активному хлору) раствор хлорамина. При обеззараживании рук этиловым спиртом или хлоргексидином препарат наносят на ладонные поверхности кисти в количестве 5-8 мл (одна чайная ложка) и втирают в кожу в течение 2 минут. Гигиена больных. Обязательным элементом, обеспечивающим надлежащие санитарно-гигиенические условия в отделении, является соблюдение правил личной гигиены больными. Медицинский персонал должен следить за этим, а в случае необходимости оказывать помощь больным, которые не могут выполнять гигиенические процедуры сами. YouPlastic.ru Смотрите также: Подробнее > Проблема спида в хирургии Чумой двадцатого века называют СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Также как в прошлые века чума приносила огромные бедствия человечеству, так и СПИД представляет в наст[...] Подробнее > Основные источники и пути распространения инфекции Для эффективного предупреждения проникновения инфекции в рану и в организм больного, необходимо, прежде всего, знать ее источники и пути распространения.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Важнейшие принципы организации хирургического стационара