Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Развитие педагогики в России XIX в.

Создание в России государственной системы образования

В России царским правительством, вынужденным идти под влиянием начавшегося кризиса крепостнических отношений на уступки общественному мнению, была проведена

реформа просвещения. Воцарение Александра I сопровождалось заменой устаревшей системы государственного управления -- коллегий -- министерствами, в которые более соответствовали требованиям времени. Реорганизуя государственный аппарат, правительство сохранило, однако, основы самодержавно-крепостнического строя.

Среди министерств, организованных царской властью в 1802 году, было создано Министерство народного просвещения - специальный государственный орган, правда, с самого начала служивший не столько органом, способствующим развитию народного образования, «сколько органом надзора». Под руководством П. В. Завадовского, назначенного министром, проходила разработка нового школьного устава и проведение в жизнь учебной реформы. В январе 1803 г. были изданы «Предварительные правила народного просвещения».

А в 1804 г. публикуется « Устав учебных заведений, подведомственных университетам», многие положения которого были заимствованы у французов. Устав 1804 г. исходил из наличия в России системы школ, организованной в конце XVIII в. при участии Ф. И. Янковича де Мириево [1, 234-260]. В соответствии с уставом предполагалась новая система народного образования и управления учебными заведениями.

В основу системы были положены три принципа:

  • *бесплатность;
  • *бессословность (кроме крепостных крестьян);
  • * преемственность учебных заведений.

Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты.

До издания «Устава учебных заведений, подведомственных университетам» в России было только три университета: в Москве, Дерпте (ныне г. Тарту) и Вильно - и должны были открыться в Петербурге, Казани и Харькове. На университеты наряду с научными и учебными возлагались и административно - педагогические функции.

Система народного образования, подчиненная министерству включала в себя:

  • · университеты (высшая ступень),
  • · гимназии (средняя ступень) - 4 года обучения,
  • · уездные училища (промежуточная ступень) - 2 года,
  • · приходские школы (низшая ступень) - 1 год.

Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ - в уездные растянулось почти на два десятилетия. Гимназии были поставлены в лучшие материальные условия по сравнению с уездными и тем более приходскими училищами, обслуживающими народные массы. Государство полностью брало на себя содержание гимназий. Менее всего удалась реформа приходских школ. Их число росло медленно, прежде всего, из-за нехватки средств[5].

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Развитие педагогики в России XIX в.