Меры государственной поддержки лизинговой деятельности в России

лизинг авиаотрасль инвестиционный

Российский лизинговый бизнес молодой вид деятельности, который еще находится на стадии становления и потому требует поддержки со стороны государства. Государство может стимулировать развитие лизинга только экономическими методами, оно должно создавать обстановку, обеспечивающую развитие инвестиционной деятельности.

С целью содействия развитию лизинга государство предпринимает меры государственной поддержки лизинговой деятельности. Данная стратегия государства, в частности, была закреплена рядом постановлений: № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” от 27 июня 1996 г., “О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 - 2000 годы” от 21 июля 1997 г., № 1020 “Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций” от 3 сентября 1998 г. и др.

Лизинг официально признан (например, в правительственных концепциях развития производства автотранспорта, сельскохозяйственной продукции, авиатехники и др.) основным средством для развития ряда отраслей.

Кроме того, внесены конструктивные изменения в противоречивое прежде законодательство о лизинге (Закон “О лизинге”, Налоговый кодекс РФ), а также ликвидированы многие бюрократические барьеры (в частности отмена лицензирования).

Основные меры государственной поддержки деятельности лизинговых организаций изложены в базовом законе РФ “О финансовой аренде (лизинге)”. Этими мерами могут быть [6]:

  • - “разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в РФ или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития РФ или региона;
  • - создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
  • - долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;
  • - выделение предприятиям, осуществляющим лизинг, государственного заказа на поставки товаров для нужд государства;
  • - меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;
  • - финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов;
  • - предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
  • - предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в установленном законодательством РФ порядке освобождений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;
  • - предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;
  • - создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговых сделок;
  • - предоставление лизингодателям в целях стимулирования обновления машин и оборудования дополнительно, наряду с применением механизма ускоренной амортизации, права списания в качестве амортизационных отчислений до 35% первоначальной стоимости основных фондов, срок службы которых более чем 3 года, в первый год эксплуатации указанных фондов;
  • - предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставщикам продукции на условиях, предусмотренных договором лизинга;
  • - отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;
  • - создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования” [20].

Важную стимулирующую роль в развитии лизинга играют государственные гарантии. Государственные гарантии за счет бюджета развития РФ являются поручительством Правительства РФ и предоставляются на конкурсной основе. Объем государственных гарантий на соответствующий год определяется законом о государственном бюджете. Порядок предоставления государственных гарантий лизинговым проектам за счет средств бюджета развития РФ определен Постановлением Правительства от 3 сентября 1998 г. № 1020 “Об утверждении порядка представления государственных гарантий на осуществление финансовой аренды (лизинга)”. Государственные гарантии предоставляются в размере 60% требуемых заемных средств.

Важным условием получения государственных гарантий по финансовому лизингу является разработка бизнес-плана инвестиционного проекта, представляемого вместе с другой документацией в Министерство экономического развития и торговли РФ (рис. 4).

Государство может стимулировать процесс развития того или иного сектора экономики. Увеличение и расширение льгот в каком-либо секторе экономики ведет к увеличению масштабов хозяйственной деятельности в этом секторе, а сохранение или введение ограничений -- сокращает.

Рисунок 4

1 - подготовка и направление бизнес-плана на конкурс для получения государственных гарантий; 2 -- после проведения экспертизы бизнес-плана в Министерстве экономического развития и торговли документы передаются межведомственной комиссии; З -- о принятии решения межведомственной комиссией о предоставлении государственных гарантий сообщается Министерству финансов РФ, предприятию-претенденту; 4 -- заключение договора о поставке оборудования; 5 -- заключение трехстороннего договора-обязательства на предоставление государственных гарантий; 6 -- выделение коммерческим банком предприятию-претенденту кредита под государственные гарантии; 7 -- оплата стоимости имущества; 8 -- поставка имущества; 9 -- лизинговые платежи; 10 -- возврат основного долга и процентов по кредиту; 11 -- перечисление части основного долга кредитору при наступлении гарантийного случая.

Предоставление льгот субъектам лизинговых операций, стимулирующих развитие лизинга, сводится к [8]:

  • - сокращению величины налогообложения;
  • - освобождению от таможенных платежей при импортных поставках сдаваемого в лизинг оборудования;
  • - возможности выбора механизма амортизации;
  • - возможности выбора порядка учета лизингового имущества.

Однако детальное изучение предлагаемых на федеральном и региональном уровне мер позволяет сделать вывод, что в большинстве своем они носят либо общий, либо формальный характер, а, следовательно, не могут быть в достаточной степени эффективными.

В соответствии с постановлением Правительства от 26 июня 2002г “О порядке возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства…” по данным на начало 2003г были приняты заявки для участия в конкурсе от 8 авиакомпаний и выделены субсидии в размере 111,7 млн. рублей. Но такая помощь не решает проблему. Уже в 2006г информации о проведении подобного конкурса в авиакомпании вообще не поступало [10].

Начиная с 2004 года, в сфере законодательства о лизинге не наблюдалось существенных изменений. Происходили лишь незначительные изменения и дополнения уже существующего законодательства, менялись отдельные формулировки.

В 2008 году было принято Постановление Правительства № 90 “об утверждении Правил предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 - 2011 годах на закупку воздушных судов отечественного производства с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга”, а также Постановление № 92, утверждающее “Правила предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий российским производителям авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года”.

Первый документ устанавливает порядок предоставления субсидий российским лизинговым компаниям. Возмещению подлежит часть затрат по уплате процентов по кредитам, в случае если они получены в 2009-2011 гг. в российских кредитных организациях на срок не более 5 лет с целью покупки воздушных судов отечественного производства для передачи российским авиакомпаниям по договорам лизинга.

Второй документ устанавливает порядок предоставления субсидий российским производителям авиационных двигателей на возмещение за счет средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года.

Правилами установлено, что предоставление субсидий по уплате процентов должно осуществляться ежеквартально в размере 0,9 ставки рефинансирования ЦБ РФ либо в размере 0,9 суммы затрат организации на уплату процентов по кредиту.

Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на расчетные счета организаций, открытые в кредитных организациях [31].

Целесообразно предложить следующие меры по совершенствованию лизингового законодательства:

  • - расширение способов и оснований приобретения лизингового имущества лизингополучателем;
  • - возможность получения рассрочки (отсрочки) уплаты таможенных платежей в отношении предмета лизинга;
  • - определение таможенной стоимости имущества, а также применение режима временного ввоза (вывоза) с учетом специфики лизинговых сделок;
  • - законодательное закрепление упрощенной процедуры валютного регулирования лизинговых правоотношений;
  • - разработка и внедрение упрощенного механизма изъятия предмета лизинга у недобросовестного лизингополучателя;
  • - уточнение норм налогового законодательства с учетом особенностей осуществления лизинговых сделок;
  • - уточнение действующего порядка отражения лизинговых операций в бухгалтерском учете.

Это далеко не исчерпывающий перечень мер по совершенствованию лизингового законодательства. На деле их значительно больше, поэтому существует необходимость детального исследования этих проблем [8].

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >