Практическое задание

В 1998-1999 годах под угрозой импичмента оказались президенты двух больших государств - США и России. Для чего существует «Институт импичмента». Почему именно парламенты, наделенные полномочиями, решают вопрос об импичменте.

Ответ. Во всем мире президент обычно олицетворяет собой государственную власть, выступает как гарант Конституции -- Основного Закона страны.

Конституция США предусматривает возможность особой процедуру - импичмента - парламентского суда с возможным освобождением от должности президента и других должностных лиц. В англо-саксонском праве импичмент -- это особая, отличная по своим правилам от обычных судов процедура. В этом заключается немалая мудрость и прагматичность американского законодательства. Процедура импичмента в США состоит из следующих стадий [7, c. 106]:

  • - юридический комитет палаты представителей Конгресса выдвигает инициативу импичмента;
  • - после прений Палата представителей простым большинством голосов от общего числа членов Палаты принимает решение о выдвижении обвинения против должностного лица и предании его суду Сената, при этом формулируются конкретные пункты обвинения - "статьи импичмента";
  • - дело об импичменте слушается в Сенате как обычное судебное дело;
  • - сенат выступает в качестве суда присяжных;
  • - без обсуждения Сенат принимает решение о виновности должностного лица по каждому пункту обвинения;
  • - решение о виновности принимается большинством в 2/3 от общего числа сенаторов;
  • - если хоть один из пунктов обвинения наберет голоса 67 сенаторов, импичмент считается состоявшимся и должностное лицо покидает свою должность.

В США прерогатива обвинения закреплена за палатой представителей, но лишь сенат рассматривает дело в качестве высокого суда импичмента. Таким образом, в роли судей выступают сами сенаторы. За годы существования США судом импичмента были осуждены только 4 судей. Трижды к суду импичмента привлекались следующие президенты США: в 1868 г. - Э. Джонсон, в 1974 г. - Р. Никсон, в 1999 г. - Б. Клинтон Предпосылкой возбуждения вопроса о привлечении к ответственности президента Б. Клинтона явились скандальные разоблачения его любовных похождений с всемирно известными теперь П. Джонс и М. Левински. Подобная процедура применяется в США для привлечения к ответственности президента, вице-президента, федеральных судей и других высших гражданских должностных лиц. Исключительным правом возбуждения импичмента наделена нижняя палата Конгресса - Палата представителей. Начинается процедура с внесения каким-либо конгрессменом резолюции о привлечении к ответственности президента, которая передается в юридический комитет для рассмотрения предъявленных обвинений с точки зрения их обоснованности. Юридический комитет формулирует «статьи импичмента» (обвинительное заключение), которые обсуждаются на заседании палаты и ставятся на голосование. В случае утверждения обвинительного заключения (решение принимается простым большинством голосов), Палата представителей передает его в Сенат, который обладает исключительным правом решать дело по существу.

Поскольку по делу об импичменте сенаторы выступают в роли судей, в соответствии с конституцией они приводятся к присяге или делают торжественное заявление (обязуются говорить только правду и поступать по совести при исполнении должностных обязанностей). При рассмотрении импичмента президента председательствует на заседании сената не вице-президент (по должности он является председателем сената, но в данном деле считается лицом заинтересованным), а Главный судья (председатель Верховного суда). Процедура рассмотрения дела по импичменту напоминает обычную судебную - заслушивание свидетелей и сторон, исследование доказательств и т.п. Решение Сенатом принимается тайным голосованием. Для осуждения президента требуется получение по каждому пункту обвинения 2/3 голосов присутствующих сенаторов [8, c. 44].

Таким образом, парламент США решает вопрос не только о привлечении к ответственности главы государства, но и о его виновности. Однако следует отметить, что по импичменту наступает лишь политико-правовая, а не уголовно-правовая ответственность.[7, c. 109].

Конституция РФ предусматривает, что инициатива возбуждения процедуры отрешения президента от должности должна исходить от не менее трети депутатов Государственной Думы. Это вполне возможный вариант. Но вот дальше конституционные требования ужесточаются. Государственная Дума должна образовать специальную комиссию, задача которой состоит в вынесении заключения по обвинению президента [8, c. 51].

С точки зрения правовой теории импичмент -- это необходимый элемент в системе разделения властей. Он обеспечивает определенный баланс ветвей власти. Ведь глава государства, каковым в современном мире часто выступает президент, имеет рычаги влияния (и даже давления) на парламент. Такие, например, как возможность роспуска парламента, возможность оговоренного отказа подписи проектов законов, предложенных парламентом (право «вето») и некоторые другие. Парламент же, в свою очередь, также обладает вполне законным правом в определенных ситуациях отрешить президента от должности. Ничего необычного в таком равновесии прав нет. И уже поэтому некоторые упреки со стороны власти по поводу импичмента несостоятельны [4, c. 148].

Процедура импичмента существует во многих странах: США, Великобритании, Японии, Индии, Бразилии, Венесуэле и ряде других.

Импичмент -- это одно из средств демократии. Он не решает всех проблем общества. Импичмент -- это всего лишь способ корректировки ошибок власти, которые были, есть, и возможно будут совершаться, пока есть на этом свете государственная власть. Основания и порядок привлечения президента к ответственности предусмотрены конституциями и действующим законодательством конкретной страны и отличаются своеобразием, однако, несмотря на имеющиеся различия, в них выдержан единый концептуальный подход - президент, в силу особого должностного положения, не может привлекаться к ответственности на общих с иными гражданами основаниях [4, c. 151].

В Украине, согласно конституции, государственная измена или другое преступления Президента делает невозможным сохранение властных полномочий за главой государства и здесь вступает в силу конституционный механизм импичмента Президента. Статья 111 Конституции Украины описывает процедуру сложения полномочий президентом, в случае импичмента. Процедура импичмента предполагает, что «усунення Президента України з поста в порядку імпічменту ініціюєтеся більшістю від конституційного складу Верховної Ради України” (часть 2 статья 111 Конституции Украины).

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >