Компетенция и подведомственность органов по рассмотрению трудовых споров

Предметом рассмотрения специальных органов (КТС, суда, Рострудинспекции субъекта РФ) являются в основном споры материальные, а нематериальные споры встречаются достаточно редко.

Законодательство о труде предусматривает разрешение трех видов трудовых споров:

  • 1) между работником и работодателем по поводу применения действующих условий труда (например, споры, связанные с увольнением работника, выплатой заработной платы, предоставлением отпуска и др.);
  • 2) между работником и работодателем по поводу установления новых или изменения существующих условий труда (например, споры о присвоении новых тарифных разрядов, окладов, об установлении новых норм выработки и др.);
  • 3) между профсоюзным комитетом и работодателем по поводу установления новых или изменения действующих условий труда (например, споры, возникающие при заключении коллективного договора).

Предметом индивидуального трудового спора являются права и законные интересы работника, нарушенные, по его мнению, администрацией при применении трудового законодательства, иных нормативных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора, то есть при неисполнении или ненадлежащем исполнении названных актов. В таких случаях заявление о рассмотрении трудового спора подается работником или, в его интересах, от его имени профсоюзным органом (профкомом).

Предметом индивидуальных трудовых споров между администрацией и работником может быть обязанность возмещения материального ущерба организации неправомерным поведением работника. В таких случаях заявление (иск) подается администрацией организации.

Несколько слов о компетенции и подведомственности органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Компетенция - это совокупность полномочий (прав и обязанностей) органа в определенной сфере деятельности. При этом полномочия органа одновременно являются его обязанностями. В частности, рассмотрение трудового спора есть право и одновременно обязанность соответствующих органов, если к ним обратились с надлежащим заявлением. Органы по рассмотрению трудовых споров не вправе отказать в приеме заявления или в рассмотрении спора.

Подведомственность - это определенная компетенция определенных органов по рассмотрению тех или иных видов трудовых споров. Подведомственность определяется видом трудового спора по субъектам (индивидуальный или коллективный) и по содержанию (по установлению условий труда или по их применению). Каждый из органов рассматривает споры, ему подведомственные. Следовательно, прежде чем обратиться за решением трудового спора, надо знать куда, в какой именно орган следует подать заявление (иск).

Подведомственность юрисдикционного органа определяется законодательным актом (Трудовым кодексом и Гражданским процессуальным кодексом) как круг трудовых споров о праве, на рассмотрение и разрешение которых правомочен орган. Именно по кругу тех трудовых споров, которые каждый юрисдикционный орган вправе рассматривать и разрешать, проводится разграничение подведомственности каждого органа в области рассмотрения споров. Решение органа по трудовому спору только тогда имеет юридическую силу, когда оно вынесено по подведомственному ему вопросу.

Поэтому необходимо различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и в вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять правовосстанавливающие действия, но различным порядком.

Подведомственность определяется в зависимости от участников спора. Индивидуальные трудовые споры в соответствии со ст. 382 Трудового кодекса РФ рассматриваются КТС и судами. Однако сегодня Трудовой кодекс РФ предполагает возможность обращения работника с жалобой (просьбой разрешить возникшую проблему) в государственную инспекцию труда субъекта федерации. Однако такая инспекция не является основным органом для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Термин подведомственность обычно определяют как круг споров, круг дел, разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа либо должностного лица. Термин подведомственность применяется по виду спора либо по виду органа, который рассматривает спор. В первом случае мы говорим о праве органов рассматривать те или иные споры. Например, споры о восстановлении на работе работников подлежат рассмотрению только в судебном порядке.

Трудовой кодекс РФ в ряде статей прямо предусматривает обжалование отдельных решений работодателя в Рострудинспекцию, например, ст. 193 Трудового кодекса РФ. Ст. 291 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность при расследовании несчастных случаев на производстве обжаловать решение в суды или Рострудинспекцию. Таким образом, можно сказать, что государственная инспекция труда наделена полномочиями по решению трудовых споров (коллективных и индивидуальных) между работниками и работодателем.

Компетенция специализированных органов по разрешению трудовых споров - их Трудовой кодекс РФ называет в ст. 382 (КТС и суд). Сейчас никто не вправе отменить решение КТС, и прокурор может обратиться с жалобой либо в суд, либо в КТС.

КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры за исключением тех, которые отнесены к компетенции судов. Для этого надо выяснить, является ли спор индивидуально-трудовым, и определить подведомственность, во-вторых, определить не относится ли спор к исключительной компетенции суда.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >