Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow История религий на территории древнего Тараза

Зороастрийские памятники Тараза

Зороастризм возник на территории древнего Ирана в VII-VI вв. до н.э. Основная идея зороастризма - зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Это положение лежало в основе мировоззрения. Главным божеством, олицетворяющим добро, был Ахурамазда; носителем здорового начала выступал Азриман. Символом плодородия было мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы; богиней земли и любви считалась красавица Анахиту.

Зороастризм был господствующей религией еще в Сасанидском Иране. Свое название зороастризм получил по имени основателя этой религии Заратуштра - «Зороастра» в европейской транскрипции.

Смена господствующей религии относится к VII в., когда Иран был завоеван арабами.

Для обрядовой практики зороастризма характерно почитание четырех элементов Вселенной - воды, огня, земли и воздуха.

Зороастрийская вера была занесена в казахские города в VI-VII вв. согдийцами, хотя формирование её элементов началось задолго в среде сако-массагетских племен, населявших Южный Казахстан.

Специфичен погребальный обряд зороастрийцев: трупы размещаются на нескольких ярусах «башни молчания» - дакмы, где их поедают птицы; очищенные от мяса кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Тем самым достигается то, что ни с одной из «чистых» стихий «нечистый» труп не приходит в соприкосновение. Такие захоронения были найдены в Тектурмасе (на территории Жамбылской области), исследованные казахстанскими археологами.

Зороастрийцы хоронили не труп умершего, а только кости, предварительно очищенные от мышц и сложенные затем в оссуарии. Среднеазиатский зороастризм отличался от канонического: он тесно переплетался с местными языческими культами, в частности с культом огня, рода предков, животных - барана, лошади, верблюда. Поверхность оссуариев обычно украшалась рельефным растительным орнаментом. Крышки некоторых из них увенчаны скульптурными изображениями человеческой головы. Оссуарии (приложение 1) Семиречья выделяются среди других зороастрийских костехранилищ формой, воспроизводящей юрту кочевника.

Первая находка оссуария (глиняного костехранилища) найдена в городе Аулие-Ата в 1904 году и зафиксирована начальником Аулие-Атинского уезда, страстным краеведом В.А. Каллауром, который был членом Туркестанского кружка любителей археологии и постоянно посылал туда свои материалы. Туда же и был отправлен материал с оссуарием.

Далее, в 1927 году в Аулие-ате производил раскопки М.Е. Масон, обнаруживший несколько зороастрийских и несторианских погребений. Позднее, в 1931 году подобные находки были обнаружены по улице Ленина, возле городского сада, на глубине 2-х метров. Тогда был обнаружен хум, а возле него - раздробленные человеческие кости.

В 1939 году на улице Кошик-батыра, вблизи мучного базара, во дворе дома №5, на глубине 1-1,5 м, при рытье ямы был обнаружен глиняный сосуд-хум, орнаментированный по верхней части тулова штампованным в два ряда рельефным орнаментом. Дно сосуда пробито, внутри были дробленные человеческие кости.

Большой интерес представляют сельские захоронения зороастрийцев, которые находятся в горном массиве Тектурмас, что в переводе означает «беспокойное место» расположенном в одном километре от города Тараза, на правом берегу реки Талас. На самой верхней точке хребта находятся остатки фундамента мавзолея Тектурмас, который был построен в X-XII веках и разобран в 1933 году. В данное время вокруг остатков этого мазара и на юго-западном склоне хребта расположено древнее мусульманское кладбище. Жамбылский археологический пункт при Институте истории, археологии и этнографии Академии Наук КазССР, возглавляемый Г.Н. Пацевичем, вел археологические раскопки данного массива. До раскопок в 1939 году началась разработка камня, здесь обнаружили хум с наружным штампованным орнаментом. Далее, археологическим пунктом в конце хребта были вскрыты ещё два более древних кладбища. На восточном склоне возле современного христианского кладбища обнаружены захоронения последователей культа «Зороастра» («огнепоклонники»). Кладбище это, судя по результатам раскопок, существовало очень давно - примерно с VII по XII вв. Археолог Пацевич в своем исследовании пишет, что «согласно требованиям этого культа, трупы умерших выставлялись на возвышенное место, где кости трупа очищались от мяса, выставляли для птиц и даже для этого держали собак».

Ученые считают, что наличие различных способов захоронения очищенных человеческих костей свидетельствует о том, что на одном кладбище Тектурмас хоронили и богатых, и бедных членов зороастрийской общины. Здесь было найдено более двух тысяч захоронений в оссуариях и хумах. Среди них хумы с оттиском бегущей собаки с торчащими ушами, козла с огромными крутыми рогами и большое количество многолепестковых розеток. Ученый Таисия Сенигова, много лет изучавшая историю древности, сказала, что в хумах с изображением львов, являющихся символами власти, хоронили представителей городской аристократической верхушки древнего таразского общества.

Впервые в 1998-99 годах при проведении археологических раскопок на Центральном рынке, на глубине 2 м был найден большой погребальный хум, на котором было три клейма с изображением льва с поднятой передней лапой. Интересно, что хум лежал в верхней части, без дна и был заполнен землей. Как он попал в центр города - остается загадкой.

На основании изучения хумов таразских некрополей и некрополей Средней Азии ученые пришли к выводу: хумные захоронения имели место на 500-600 лет раньше, чем появилась религия ислам среди городского населения.

В фондах областного историко-краеведческого музея хранятся несколько оссуариев, значительно отличающихся по форме друг от друга. Особого внимания заслуживает то, что стенки оссуариев богато орнаментированы, а в некоторых крышки оссуариев имеют скульптурные налепные головки. Например, юртообразный оссуарий на стенках имеет скульптуры старцев с лопатообразной бородой, неглубокими дорожками вместо глаз. А в других оссуариях помещены две стоящие по углам фигурки, напоминающие тюркские каменные изваяния. Эти захоронения датируются V-VII вв. н.э.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
История религий на территории древнего Тараза