СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

Содержание индивидуальной работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в профилактики безнадзорности

Для осуществления мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей важна правильная позиция специалистов, которые работают в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основная направленность этой позиции стремление понять ребенка и помочь ему. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с требовательностью -- основа взаимоотношений взрослых с ними.

В установлении таких отношений очень важно выбрать эффективные комплексные формы индивидуальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в зависимости от проблем, возрастных и психологических особенностей.

Под формой Л.В. Мардахаев понимает наружный вид, внешнее очертание; устройство, структуру, систему организации чего-либо; способ существования и выражения какого-либо содержания [30, с. 298].

Е.В. Титова, рассматривая форму воспитательной работы как внешнее выражение какого-либо содержания, структуру, систему организации чего-либо и совокупность приемов и средств, даёт такое определение: установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических (воспитательных и организационно-практических) задач, совокупность организационных приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы [36, с.103].

В.С. Безрукова вводит понятие «педагогической формы», которую она определяет следующим образом: «Педагогическая форма -- это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов» [6, с.80].

Наиболее эффективная работа специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в отношении несовершеннолетних правонарушителей состоящих на учете, будет наиболее эффективна, если по отношению к ним будут применяться комплексные формы работы. Для этого необходимо нам дать понятие комплексу. Комплекс - это (лат. Complex -- связь, сочетание) -- в психологии понятие, обозначающее «формирующуюся в бессознательном эмоциональном окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека» [39, с. 56], так же комплекс понимают как совокупность, сочетание чего-либо.

Таким образом, под комплексными формами мы будем в нашей работе понимать внешнее выражение педагогического процесса, которое представляет собой организацию конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса для решения определённых педагогических задач в сочетании с направленностью на мотивы и установки, оказывающие существенное влияние на личность и поведение человека.

Комплексные формы в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав одновременно направлены на деятельность в отношении родителей и детей и затрагивают в процессе реализации вопросы, касающиеся сразу нескольких направлений работы.

Важнейшая цель работы в отношении несовершеннолетних правонарушителей, которую осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит в том, чтобы у каждого несовершеннолетнего правонарушителя:

  • -восстановить необходимые социальные связи;
  • -развить положительное отношение к учебе, труду, общественной деятельности;
  • -пробудить гражданские чувства;
  • -сформировать стремление к самовоспитанию;
  • -дать почувствовать себя полноправным членом классного, школьного коллектива.

Все это можно реализовать лишь при возможности найти в каждом ребёнке положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, товарищей, родителей. Сделать это невозможно, если в процессе работы с несовершеннолетним применять, лишь одну форму, которая будет решать, лишь одну, конкретно поставленную задачу.

Отсюда и предположение нашей работы о том, что работа с несовершеннолетними правонарушителями может быть успешно осуществлена лишь при условии применения специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав комплексных форм при решении проблемы.

Для более успешной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного несовершеннолетнего правонарушителя. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе, они сначала существуют с отрицательными качествами, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всех специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав дают возможность получить положительные результаты в перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей.

Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет следующие основные блоки работы.

Планирование - комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав составляется комплекс мер в отношении несовершеннолетних, позволяющий выбрать из множества альтернативных вариантов плана или программы один, наилучший с точки зрения заданного критерия оптимальности и определённых ограничений в зависимости от решаемой задачи, в процессе планирования создаётся определённая модель предполагаемого результата, включающая этапы его достижения.

Индивидуальная работа:

  • - с несовершеннолетними правонарушителями и безнадзорниками - деятельность, направленная на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-педагогическая реабилитация и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • - с несовершеннолетними, освободившимися из учреждений уголовно-исполнительной системы - предполагает организацию и проведение комплексных программ по реабилитации несовершеннолетних.

Мероприятия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних - включает систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемым в совокупности с индивидуальной работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Мероприятия по социальной адаптации несовершеннолетних - процесс активного приспособления ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Мероприятия по социальной реабилитации несовершеннолетних - предполагает комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических мер направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных, социально-педагогических функций и трудоспособности больных и инвалидов.

Контроль за соблюдением трудового законодательства - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет трудоустройство несовершеннолетних, в дальнейшем ведёт проверки на предприятиях разных форм собственности для осуществления контроля за соблюдением трудового договора, выявляет возможные нарушения в отношении несовершеннолетних, осуществляет меры для устранения нарушений; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может обратиться в суд с ходатайством о применении наказательных мер в отношении работодателя.

Посещение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав - КДНиЗП проводит проверки и выявляет несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении, осуществляет совместную деятельность по решению проблем несовершеннолетних совместно с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К данным учреждениями относятся: органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Составление протоколов об административных правонарушениях - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет ведение протоколов по пунктам 5.35 - неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних [44], и 5.36 - нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей [44].

Ведение банка данных по семьям «группы риска», о безнадзорных и беспризорных детях, а также состоящих на учёте в КДНиЗП - в целостный банк данных включаются сведения:

  • -о детях и подростках из семей, находящихся в социально опасном положении;
  • -безнадзорных и беспризорных;
  • -занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
  • -содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
  • -употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо одурманивающие вещества;
  • -совершивших правонарушение, повлёкшее применение меры административного взыскания;
  • -совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
  • -освобождённых от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия;
  • -не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
  • -обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
  • -получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора [23,с.92].

При формировании банка данных уточняются следующие позиции: каковы основания постановки в КДНиЗП; какие структуры работают с семьями и детьми «группы риска»; какая работа проводится для разрешения проблемы; что ещё можно предпринять для разрешения данной проблемы; нет ли детей и семей «группы риска», которые имеют основания, но на учёт не поставлены.

При составлении банка данных специалисты КДНиЗП выступают в качестве исследователей и организаторов должностного взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалисты КДНиЗП соблюдают принцип конфиденциальности и тайны ребёнка, информацией пользуются только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, специалисты КДНиЗП, дифференцируют проблематику детей и семей «группы риска», ситуации в которых они оказались, и тем самым осваивают необходимый элемент профессиональной адаптации - эмоциональное принятие и переживание проблем детей и семей «группы риска».

Наиболее интересным видом деятельности является рассмотрение постановочных вопросов и конкретных дел несовершеннолетних правонарушителей и семей «группы риска». При рассмотрении постановочных вопросов по планированию деятельности члены КДНиЗП определяют основные направления работы и мероприятия, которые должны обеспечивать направленную работу в отношении несовершеннолетних включающую: организацию работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних; обеспечение и охрану прав несовершеннолетних; координацию усилий государственных органов и общественных организаций по существующим вопросам. Так же комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в своей деятельности рассматривает конкретные дела несовершеннолетних правонарушителей и семей «группы риска». На рассмотрение поступают материалы, как правило, из управления внутренних дел, учреждений и организаций, по заявлениям граждан, а также возбужденным по собственной инициативе, по результатам проведения проверок [50]. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает дела в срок не более 15 дней с момента их поступления.

В процессе рассмотрения дел комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ведётся протокол. В протоколе указывается: дата и место заседания, состав присутствующих членов комиссии, содержание рассматриваемого дела, сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и краткая запись их объяснений, ходатайства и результаты их рассмотрения, другие данные, относящиеся к делу, сведения об оглашении принятого постановления и разъяснения порядка и сроков его обжалования [32,с. 57]. Рассмотрение материала дела на заседании комиссии рассматриваются только в присутствии законных представителей несовершеннолетнего. Нарушитель и его родители о дне рассмотрения материала должны быть извещены (расписка, уведомление о вручении) или доставлены через органы внутренних дел [27, с. 32].

Рассмотрение дел комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводится под руководством председателя комиссии либо его заместителя (по поручению председателя) не реже одного раза в год и считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины её членов.

Дела, подлежащие рассмотрению, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав предварительно изучаются председателем или его заместителем, которые принимают следующие решения:

  • - рассмотреть дело на заседании КДНиЗП, либо возвратить адресату, если оно не относится к компетенции КДНиЗП;
  • - направить материалы в соответствующее учреждение для дополнительной проверки;
  • - истребовать необходимые материалы или провести обследование по поступившим заявлениям, представлениям, протоколам;
  • - определить круг лиц, подлежащих приглашению на заседание КДНиЗП и время рассмотрения дела;
  • - рассмотреть ходатайство несовершеннолетнего, его законных представителей, адвоката и решить вопрос об их удовлетворении;
  • - привлечь специалистов для дачи необходимых заключений [50].

Решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимаются простым большинством голосов, оформляются протоколами, которые подписываются председательствующими на заседании.

При неявке по вызову комиссии должностных лиц и граждан комиссия должна отложить рассмотрение дела и принять меры к их явке через администрацию по месту их работы или учёбы [50].

Решения, принимаемые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с её компетенцией, являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, представителей которые входят в её состав.

Порядок и срок обжалования постановления комиссии по делу об административном правонарушении устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Иные постановления комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию, суд и прокуратуру. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в вышестоящую комиссию в течение 10 дней со дня его принятия. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение постановления. Порядок и сроки обжалования постановления комиссии в суд устанавливается гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации [50].

Целенаправленное применение комплексных форм при работе с несовершеннолетними правонарушителями помогает осуществлять воспитательное воздействие, более глубоко разбираться в причинах отклонений в поведении каждого несовершеннолетнего, находить наиболее эффективные средства воздействия на них, составлять и осуществлять программу индивидуального перевоспитания. Она позволяет, прежде всего, выделить положительные качества детей, которые необходимо всячески развивать и стимулировать, нейтрализовать отрицательные черты и качества личности. Без оптимистической гипотезы о том, что в каждом ребёнке есть положительное, которое надо найти и умело использовать, невозможна целенаправленная работа по перевоспитанию. Сухомлинский В.А. категорически отрицал такой путь исправления, как выставление недостатков в надежде, что ребенок сможет критически оценить свое поведение и изменить его. «Опыт... убедил, -- писал он, - что таким путем нельзя воспитать стойких нравственных убеждений» [2,с. 81].

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >