Организационный и содержательный аспекты деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав в профилактики безнадзорности

Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [50].

Комиссии по делам несовершеннолетних - организации нового типа, занимающие промежуточное положение между государственными и общественными органами. Они сочетают в себе черты тех и других, но более выступают как общественные организации, выполняющие одну из функций государственных органов борьбы с правонарушениями несовершеннолетних [9,с. 12].

Комиссия по делам несовершеннолетних - уникальный опыт, отвечающий современным международным нормам защиты прав детства, восстановительного правосудия и внесудебных процедур в работе с несовершеннолетними и их родителями.

Также комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав руководствуется следующими законами: Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, уставами области, законами и иные нормативно правовые акты области в отношении несовершеннолетних.

Главная задача рассматриваемых комиссий закреплена в Постановлении правительства РФ «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 6 мая 2006г. №272 [50] - предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществление мер борьбы с безнадзорностью, устройство детей и подростков и охрана их прав [50].

Современные условия развития российского общества ставят перед государственными и общественными учреждениями и организациями задачу дальнейшего совершенствования правозащитной деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Однако практика показывает, что экономические трудности, отсутствие серьёзного научного обоснования, а также и научно-методического, кадрового обеспечения деятельности КДНиЗП сдерживают реализацию основных принципов, препятствуют полноценному осуществлению комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав её социально обусловленной правозащитной миссии.

Социально-педагогическая деятельность комиссии по дела несовершеннолетних и защите их прав имеет свои специфические цели, содержание, методы и средства, хотя и включена неотъемлемой частью в многообразие системы воспитательно-профилактической работы. С другой стороны, профилактическая система может быть рассмотрена как социально-педагогический компонент социализации молодого поколения. Это подтверждает анализ целевых ориентаций воспитательно-профилактической работы, которые отражены в принципах государственной политики в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, провозглашающих: законность; демократизм; гуманное обращение с несовершеннолетними; поддержку семьи и взаимодействие с ней; индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полезной информации; государственную поддержку деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Перечисленные принципы имеют ясно выраженную социальную направленность. Вся деятельность современной системы профилактики и защиты прав несовершеннолетних на уровне государственной политики основывается на социально-педагогическом подходе, ставящем во главу угла достижение социально значимых целей.

Социально-педагогическая деятельность в рамках КДНиЗП представляется тремя уровнями воспитательно-профилактических воздействий, связанными с уровнями применяемых правовых регулятивов [13, с.72].

Макроуровень (государственная социальная политика) - здесь идёт осуществление социально-экономических, культурных мер общегосударственного и регионального масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей растущих людей, по формированию социальной зрелости и гражданской активности детей, молодёжи.

Мезоуровень (региональный, муниципальный уровень) - объединение усилий различных специалистов в осуществлении комплексной поддержки; гуманизация стиля управления; достижение единства ценностных ориентаций и сплочённости в коллективе; систематизация воспитательных воздействий, осуществляемых по месту жительства, работы, учёбы, направленных на оздоровление микросреды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека; создание условий саморегуляции.

Микроуровень (семья, школа, среда) - индивидуальная воспитательно-профилактическая работа. Развитие психологической компетенции подростка, его способности к позитивной интеграции, формирование особой модели восприятия критической ситуации, не как угрожающей, а как обладающей положительными аспектами для него потенциалом в плане личностного роста, создание мотивации к самопознанию, ведущему к личностному развитию и росту. Коррекция, предупреждение аморальных явлений у отдельных лиц [13, с.73].

Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Система КДНиЗП представляет собой структуру, состоящую из четырёх уровней: федерального, регионального, городского и районного.

К федеральному уровню при правительстве РФ относится межведомственная КДНиЗП, которая является федеральным органом исполнительной власти. Она осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; разрабатывает предложения и рекомендации органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав; информирует правительство Российской Федерации о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

К региональному уровню при правительстве области относится областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая регулирует и контролирует деятельность КДНиЗП на городском и районном уровне, а также осуществляют предоставленные ей полномочия в отношении несовершеннолетних и их родителей.

К городскому уровню при мэрии города относится городская КДНиЗП, которая сотрудничает с областной, данная КДНиЗП решает вопросы в отношении несовершеннолетних правонарушителей и их семей в пределах города.

К районному уровню при администрациях районов города и при администрациях районов области относятся районные КДНиЗП, при необходимости по предложению городской КДНиЗП в районе может быть образовано более одной районной КДНиЗП. Данные КДНиЗП осуществляют свою деятельность в том районе, в котором они расположены.

Все эти комиссии призваны оказывать помощь несовершеннолетним в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности; осуществлять контроль в пределах предоставленных им полномочий за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними; рассмотрение дел о правонарушениях детей и (или) родителей, но на разных уровнях структуры.

Все комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на разных уровнях взаимосвязаны между собой, и они ставят перед собой цель оказать помощь несовершеннолетним в защите их прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности.

Для того, что бы описывать основы организации и основные направления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо определить состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В его основной состав входят специалисты разных учреждений и ведомств города, таких как: администрации города; административно-правового управления администрации; департамента образования и науки; отдела опеки и попечительства; управления по делам физической культуры, спорта и работе с молодёжью; комитета по здравоохранению и фармации; депутаты городской думы; врачи наркологи и психиатры. В соответствии с постановлением правительства РФ «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 06.05.2006 г. №272 состав комиссии утверждается Правительством Российской Федерации и не должен превышать 25 человек, что закреплено в статье №6 [50]. Каждый из членов состава КДНиЗП выполняет определенную роль в процессе заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. А именно:

председатель - проводит заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, выносит окончательное решение по рассматриваемому делу;

заместитель председателя - проводит заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, если отсутствует председатель;

члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ими могут быть руководители органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости, внутренних дел, культуры, спорта, молодёжной политики, культурно-просветительных и других учреждений; а также, могут входить представители зарегистрированных общественных объединений на принципах добровольности, занимающихся проблемами несовершеннолетних и семей - они предоставляют дополнительную информацию, задают вопросы, участвуют в процессе заседания и принятия решений;

ответственный секретарь - осуществляет ведение протокола.

Председатель КДНиЗП и его заместитель несут ответственность за организацию работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, законность принимаемых постановлений (решений) комиссии и контроль над их исполнением.

Организация деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляется в соответствии с планом работы КДНиЗП. План работы составляется на год на основании поступивших предложений от членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, рассматривается на заседании КДНиЗП и утверждается её председателем.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в ходе своей деятельности взаимодействует с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной или иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении и принимать необходимые меры.

Можно выделить следующие органы и учреждения, которые взаимодействуют с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и решают общие задачи [15, с.138]:

  • - органы прокуратуры - нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • - органы опеки и попечительства - выявление несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • - органы внутренних дел - выявление родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий, или совершающих по отношению к ним другие противоправные действия, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
  • - органы управления социальной защиты населения - выявление несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
  • - органы управления образованием - выявление несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
  • - органы управления здравоохранением - выявление несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
  • - органы по делам молодёжи - выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Результатом взаимодействия перечисленных учреждений и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является оказание конкретной социальной и государственно правовой помощи детям и семьям, а также принятие различных санкций к детям и (или) родителям в случае их виновного поведения.

Таким образом, на основе проанализированной литературы и нормативно-правовых актов мы можем отметить, что для совершенствования правозащитной деятельности КДНиЗП осуществляется принципиально новый подход к кадровому обеспечению работы КДНиЗП, включающий три основных направления:

Формирование нового социально-педагогического мышления у всех членов КДНиЗП.

Полноценное задействование возможностей общественности как воспитательного института, который объединяет всех непрофессиональных воспитателей - организации или отдельных лиц, выполняющих правозащитные функции на добровольно-общественных началах, независимо от оплаты труда.

Введение в процесс правозащитной деятельности специально подготовленной для работы в условиях открытой среды категории педагогических работников - социальных педагогов, обеспечивающих интеграцию целенаправленных средовых влияний на развивающую личность, а также стимулирующих развитие субъектной позиции ребёнка в этом процессе, регулирующих взаимоотношения в системе «личность - семья - общество».

В настоящее время КДНиЗП играет очень значимую роль в системе социальной политики. Также продолжает реализовываться работа по модернизации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - связующее звено между системой социальной профилактики и системой правосудия в отношении несовершеннолетних.

В современных условиях комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав выполняют не только административные функции, но и решает задачи, связанные с защитой прав детей, координацией деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отрабатывает ювенальные технологии, является ключевым звеном ювенальной юстиции [13, с.73].

КДНиЗП обладает широким диапазоном мер для предупреждения правонарушений детей и подростков. Она наделена полномочиями по применению мер воздействия не только к несовершеннолетним, но и к их родителям, виновным в неправильном воспитании детей, к другим лицам, оказывающим отрицательное влияние на подрастающее поколение. В системе ранней профилактики правонарушений комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав играет ключевую роль, так как она осуществляет координацию всей воспитательно-профилактической деятельности.

Для реализации основных направлений деятельности КДНиЗП имеет право:

  • 1) запрашивать и бесплатно получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для своей работы сведения;
  • 2) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;
  • 3) привлекать для участия в работе представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также других заинтересованных лиц;
  • 4) вносить представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
  • 5) вести прием несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц;
  • 6) ставить перед уполномоченными органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений, определений комиссий и непринятия мер по выполнению представлений комиссий;
  • 7) ходатайствовать перед судом:
    • - о неприменении наказания, применении более мягкого наказания, об условном осуждении и применении других мер, предусмотренных федеральным законодательством в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности;
    • - о досрочном выпуске несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа;
  • 8) ходатайствовать перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации мер поощрения;
  • 9) применять установленные федеральным законодательством меры воздействия к несовершеннолетнему, совершившему противоправное действие;
  • 10) применять установленные федеральным законодательством меры воздействия к родителям, законным представителям несовершеннолетнего, иным лицам за нарушение его прав и законных интересов [50].

Члены комиссий по поручению комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

На основании проанализированного практического опыта деятельности КДНиЗП, а так же психолого-педагогической литературы мы смогли выделить основные функции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к ним относятся:

  • - образовательно-воспитательная - обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность несовершеннолетних правонарушителей и их родителей; содействие педагогической деятельности всех социальных институтов городского поселения; использование в воспитательном процессе средства и возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;
  • - диагностическая - изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни несовершеннолетних правонарушителей, его семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;
  • - коррекционно-координационная - организация общественно-ценной деятельности несовершеннолетних правонарушителей для их перевоспитания и развития;
  • - посредническая - налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в интересах несовершеннолетних правонарушителей;
  • - прогностическая и экспертная - разработка программ, проектов, планов по вопросам профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних правонарушителей; социально-педагогическое проектирование изменений в личности ребёнка; экспертиза документов и материалов;
  • - социально-компенсаторная - разработка и реализация комплекса мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей и их родителей для восполнения или компенсации социальной ущербности, возникших вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств;
  • - охранно-защитная - использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие принятию мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на несовершеннолетних.

На основании функций комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в ходе направлений деятельности обеспечивает:

  • - рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательных учреждений и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных законодательством;
  • - применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей (опекунов/попечителей) в случаях и порядке, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • - осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
  • - организацию контроля над условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • - осуществление мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • - подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а так же по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ;
  • - оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобождённых из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а так же осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ [8, с.43].

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляет и берёт на учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, входящих в группу «социального риска», беспризорных, а также оставивших образовательные учреждения и неработающих несовершеннолетних, принимает решения об их устройстве и контролирует выполнение принятых решений.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями, законными представителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних КДНиЗП могут применить к ним меры воздействия, предусмотренные федеральным и региональным законодательством. При обнаружении в процессе рассмотрения материалов в действиях (бездействии) родителей, законных представителей несовершеннолетнего, иных лиц состава административного правонарушения, не подведомственного комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, или признаков преступления КДНиЗП направляет материалы в органы прокуратуры и иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанных лиц.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет следующие направления работы, которые мы смогли выделить на основании изученного опыта работы:

  • - управление профилактической работой: планирование деятельности, контроль её реализации, взаимодействие с различными структурами, учреждениями и ведомствами;
  • - индивидуальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и семьями «группы риска»: диагностика, профилактика, коррекция и реабилитация;
  • - защита и представление прав ребенка в суде: представление интересов ребёнка, участие в уголовных делах возбуждённых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, участие в судебных заседаниях связанных с лишением родительских прав;
  • - вынесение санкций и предписаний по делам конкретных несовершеннолетних и семей «группы риска» состоящих на учете в КДНиЗП: применение штрафов, предупреждение, передача материалов в суд;
  • - ведение документации - составление протоколов об административных правонарушениях, ведение банка данных по семьям «группы риска», о безнадзорных и беспризорных детях, а также состоящих на учёте в КДНиЗП.

Проанализировав все направления деятельности, мы определили, что деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является всесторонней во всех направлениях, поэтому в дальнейшем в нашей работе мы будем рассматривать индивидуальную работу КДНиЗП с несовершеннолетними правонарушителями.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в своей деятельности работает с различными категориями в основном все эти категории можно отнести к двум группам: несовершеннолетние правонарушители и семьи «группы риска». В нашей работе более детально мы будем рассматривать несовершеннолетних правонарушителей состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Понятие термина несовершеннолетний, разъясняется в следующих нормативно-правовых документах:

Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят ГД ФС РФ 21.05.1999) [61];

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1999 №63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.06.2009) [54];

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 №7 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» [49];

Указ Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 (ред. от 25.02.1993) «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» [55].

Содержание понятия несовершеннолетний разъяснено в Федеральном законе от 24 июня 1999 года №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет [61].

Проанализировав законы, мы выделили категории несовершеннолетних, с которыми работает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, к первой группе относятся:

  • - безнадзорные, т.е. несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц;
  • - беспризорные - безнадзорные несовершеннолетние, не имеющие места жительства или места пребывания;
  • - несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, т.е. лица в возрасте до 18 лет, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и для здоровья; либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию; либо совершают правонарушения или антиобщественные действия;
  • - несовершеннолетние, совершающие антиобщественные действия, которыми согласно ст.151 УК Российской Федерации нужно считать систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • - несовершеннолетние, совершающие правонарушения, то есть общественное деяние, причиняющее вред обществу и влекущее административную, гражданскую, дисциплинарную или уголовную ответственность.

КДНиЗП также работает с несовершеннолетними, условия жизни, которых обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны государства, а также определяет содержание различных видов помощи и эти категории составляют вторую группа несовершеннолетних, с которыми проводиться работы в КДНиЗП:

  • - опека и попечительство - это форма устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. При этом опека устанавливается над лицами в возрасте до 14 лет, а попечительство - над лицами в возрасте от 14 до 18 лет;
  • - дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
  • - дети, оставшиеся без попечения родителей - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:
  • -отсутствием родителей;
  • -лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах;
  • -признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, находящимися в лечебных учреждениях;
  • -отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;
  • -нахождением их в местах содержания под стражей как подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
  • -уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
  • -отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
  • -иными случаями признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Таким образом, проанализировав нормативно-правовые документы, мы определили, что понятие «несовершеннолетние» можно разделить на две группы:

  • 1 группа включает в себя термины, характеризующие различные категории несовершеннолетних, а именно - беспризорные; безнадзорные; несовершеннолетние совершающие правонарушения или общественно опасные деяния; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей.
  • 2 группа терминов характеризует несовершеннолетних, условия жизни которых, обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны государства, а также определяет содержание различных видов помощи, а именно - отсутствие контроля за поведением; не имеющие места жительства или места пребывания; неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями, законными представителями либо должностными лицами функций по воспитанию, обучению или содержанию детей.

Таким образом, можно отметить, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является государственным образованием. Она обладает властными полномочиями правоприменительного, правоохранительного и организационного характера. КДНиЗП потенциально наделена возможностью выполнять функции управления, координации и контроля в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не только на местном уровне, но и в масштабах региона и страны в целом. Так же КДНиЗП работает в различных направлениях деятельности, которые призваны обеспечить решение проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в процессе своего создания, развития и становления прошла длинный путь с 1918 года до наших дней. На протяжении этого времени постоянно изменялись её цель, структура и направления деятельности.

На данный момент комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является органом государственной власти, который призван в процессе своей деятельности, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их устройству и организации культурного досуга, а также оказание помощи в воспитании несовершеннолетних, через соответствующие государственные органы и общественные организации.

Социально-педагогическая деятельность в рамках КДНиЗП представляется тремя уровнями воспитательно-профилактических воздействий: макроуровень, мезоуровень и микроуровень.

Деятельность КДНиЗП осуществляется на четырёх государственных уровнях: федеральный, региональный, городской и районный. Все комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на каждом уровне призваны оказывать помощь несовершеннолетним в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности; осуществлять контроль в пределах предоставленных им полномочий за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними; рассматривать дела о правонарушениях детей и (или) родителей.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в своей деятельности для оказания конкретной социальной и государственно-правовой помощи детям и семьям, а так же в принятии различных санкций к детям и (или) родителям в случае их виновного поведения взаимодействует с органами прокуратуры, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, органами управления социальной защиты населения, органами управления образованием, органами управления здравоохранением, органами по делам молодёжи.

КДНиЗП в своей деятельности осуществляет ряд функций: образовательно-воспитательная, диагностическая, коррекционно-координационная, посредническая, прогностическая и экспертная, социально-компенсаторная, охранно-защитная. На основании данных функций КДНиЗП строит свою работу по следующим направлениям: управление профилактической работой, индивидуальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и семьями «группы риска», защита и представление прав ребенка в суде, вынесение санкций и предписаний по делам конкретных несовершеннолетних и семей «группы риска» состоящих на учете в КДНиЗП, ведение документации.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав работает с различными категориями в основном все эти категории можно отнести к двум группам: несовершеннолетние правонарушители и семьи «группы риска». Так как в нашей работе, мы будем исследовать комплексные формы работы, которые применяются к несовершеннолетним правонарушителям, то в работе нами на основе изучения психолого-педагогических литературы и нормативно-правовых документов было выделено 2 группы таких детей:

  • 1 группа включает в себя термины, характеризующие различные категории несовершеннолетних;
  • 2 группа терминов характеризует несовершеннолетних, условия жизни которых, обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны государства.

Таким образом, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - является органом государственной власти, который отвечает современным международным нормам защиты прав детства, восстановительного правосудия и внесудебных процедур в работе с несовершеннолетними и их родителями.

комиссия несовершеннолетний безнадзорность защита

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >