Этногенез и история башкирского народа

башкирский ремесло костюм кухня

Башкиры (самоназвание башкорт) - тюркоязычные кочевники, начавшие своё движение в нынешнюю Башкирию в IV в. со стороны южностепной полосы. Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных культур и языков. Во второй половине I тыс. до н. э. на юге Башкирии жили ираноязычные скотоводы сарматы, на севере - земледельческо-охотничьи племена ананьинской культуры, предки финно-угорских народов.

В I тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюрков кочевников, к концу тысячелетия занявших всю Башкирию. Вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюркские племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физического облика Башкиров, в этногенезе башкир участвовали огузо-печенежские племена, волжско-камские булгары, позднее - кыпчаки (XI-XIII вв.) и некоторые монгольские племена (XIII-XIV вв.).

В арабских источниках башкиры упоминаются в IX-X вв. под наименованием «башгирд» («башгурд»). Так, по сообщению Ибн-Фадлана, во время его путешествия (922 г.) в Волжскую Булгарию, переправившись через р. Чаган (правый приток Яика), посольство попало «в страну народа башгирд». Арабский географ и дипломат обзывает их «худшими из тюрок... более других посягающими на жизнь». Поэтому, вступив на их землю, арабы для безопасности высылали вперед вооружённый конный отряд.

В IX-XIII вв. башкиры кочевали отдельными родами в Предуралье, на Южном Урале и между реками Волга и Яик (Урал). Занимались кочевым скотоводством, а также рыболовством, охотой и бортничеством. В X-XIII вв. у башкир началось разложение родовых отношений, и они стали кочевать уже отдельными группами в 10-30 семей. Длительное время у них сохранялось патриархальное рабство. В конце XII - начало XIII вв. зарождаются феодальные отношения. В X-XIII вв. западные башкиры подчинялись Волжско-Камской Булгарии. Башкиры были идолопоклонниками, с X в. к ним из Булгарии начинает проникать ислам; верующие башкиры - мусульмане-cyнниты. В 1229 г. на территории Башкирии вторглись монголы и к 1236 г. полностью покорили башкир, вошедших со своими кочевьями в улус Шейбани - брата Бату-хана. Во второй половине XV в., после распада Золотой Орды, южная и юго-восточная территория башкирских кочевий отошла к Ногайской орде, западной часть - к Казанскому ханству, а северо-восточная - к Сибирскому ханству. С присоединением (1552 г.) к России Казанского ханства западные башкиры стали подданными Русского государства. С 1557 г. почти все башкирские кочевья стали платить ясак русскому царю. В конце XVI - начале XVII в. восточные башкиры также оказались под властью России. С 1586 г. началась активная колонизация русских территорий башкирами с северо-востока и низовьев Яика.

Сами себя башкиры «считали потомками ногайцев, на которых они действительно походили некоторыми физическими чертами, однако кыргызы называли их остяками и рассматривали башкир как соплеменников этого сибирского народа, смешанного с татарами. У горных башкир, вероятно, дольше всего сохранявших первоначальный тип в наибольшей чистоте, голова чаще всего была маленькой, но весьма широкой; между ними встречались рослые и сильные типы с правильными чертами лица, весьма схожие с мадьярами, отчего им довольно долго приписывалось угорское происхождение. По антропологическому типу - население смешанное: большинство башкир - европеоиды с некоторой долей монголоидности (субуральский расовый тип). У восточных башкир преобладают монголоидные признаки (южносибирской расовый тип) [9].

Многие башкиры владели довольно большими отарами овец, стадами крупного рогатого скота, но предпочтение отдавали табунам лошадей, служившими им одновременно и верховыми, и упряжными, и ломовыми; животные давали им мясо, молоко (из кобыльего молока они изготавливали кумыс - лечебный и алкогольный напиток) и кожи, из которых они делали себе одежду, кибитки, покрывала, ремни, мешки, или турсуки.

Не редкость было встретить башкир, считавших свое состояние сотнями, даже тысячами лошадей. Башкиры (как, впрочем, и другие кочевые народы и племена) были необыкновенно ловкими наездниками; любимым из их воинских упражнений были конские скачки, представлявшие необыкновенно захватывающее и живописное зрелище. Пчеловодство также считалось одним из самых любимых занятий башкир, поэтому некоторые из этнографов даже пытались вывести и наименование народа - «башкурт» из слова, означающего профессию пчеловодов.

Башкиры довольно активно сопротивлялись проникновению русских в свои земли, поскольку те сразу же начинали распахивать их пастбища и луга, ставить на берегах речушек деревни, рыть рудники, сужая простор пастушеским кочевьям в их вековом передвижении вслед за своими отарами и табунами. Тщетно, однако, башкиры разоряли и выжигали русские селения, выкапывали даже русских покойников из могил, чтобы не оставалось ни одного русского человека - ни живого, ни мертвого - в их земле. После каждого такого восстания русские приходили снова, причем еще в большем числе, нежели прежде, теперь уже силой изгоняя башкир из их владений и строя на них новые города и селения.

К середине XIX в. башкиры владели уже лишь третью прежних своих земель». Постепенное уменьшение пастбищ заставило башкир заняться земледелием: сначала они отдавали свою землю русским крестьянам (т. н. припущенникам) в аренду за ежегодную или единовременную плату, а затем потихоньку и сами стали приспосабливаться к труду земледельца. Многочисленные местные ханы стали родоначальниками дворянских и княжеских родов и вошли в состав российского дворянства, а башкирские княжеские роды Аптуловых, Турумбетевых, Девлетшиных, Кулюковы и др. продолжали пользоваться, как и прежде, тарханством. Во время походов тарханы составляли особые отряды в русском войске, а уже к ним присоединялось ополчение, набиравшееся с тяглых и ясачных башкир; командовали ими всегда русские головы. Вскоре после принятия русского подданства башкиры, не желая доставлять ясак в Казань и страдая от набегов соседних племён, просили царя построить на их земле город, который бы защищал их и куда бы они свозили ясак. В 1586 г. воевода И. Нагой начал строительство г. Уфа, которая стала первым русским поселением в землях башкир, если не считать Елабуги, построенной на самой границе расселения башкир. В том же 1586 г., несмотря на противодействие ногайского Уруса, была построена и Самара. В воеводском наказе (1645 г.) упоминается про острожек Мензелинск. В 1736 г. была заложена Челябинская крепость на р. Миасс для прикрытия слобод, раскинувшихся по р. Исеть (в современной Свердловской области). В 1663 г. уже раньше существовавший Бирск превращается в укрепление, стоявшее на середине дороги от Камы к Уфе. Одновременно с построением Уфы начинается колонизация края: татары, мещеряки, бобыли, тептяри, черемисы и др. народности селятся у башкир как припущенники, берут у них земли за оброк, а русские сначала занимают сибирские слободы (в современной Челябинской области), а затем начинают внедряться в коренные земли Башкирии [8].

В 1919 г. была создана Башкирская АССР в составе РСФСР. С 1992 г. название национальной государственности башкирского этноса - Республика Башкортостан.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >