Причины возникновения, понятие и сущность индивидуальных трудовых споров

Основной закон РФ констатирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства. (ст.2 Конституции РФ)

Конституция Российской Федерации признает право каждого гражданина страны на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения (ч. 4 ст. 37), включая право на забастовку.

Общие гарантии по защите гражданами своих прав и законных интересов закреплены в статьях 45 и 46 Конституции РФ. В соответствии с этими статьями каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Кроме того, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Вступая в трудовые отношения, работник и работодатель отстаивают собственные интересы. Их интересы не всегда совпадают, что и является основой возникающих конфликтов по поводу установления и изменения условий труда, применения действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов, соглашений о труде.

Индивидуальные трудовые споры - наиболее массовый вид разногласий в сфере трудовых отношений между работодателем и работником.

До принятия Трудового Кодекса Российской Федерации ( далее ТК РФ) трудовое законодательство не содержало официального определения индивидуального трудового спора. Ст. 381 ТК РФ предлагает такое определение:

Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора( в т.ч. об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров( в ред. Федерального закона от 30.06.2006г. № 90- ФЗ ).

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествует трудовые правонарушения, то есть виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Когда же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Наличие или отсутствие трудового правонарушения устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным. Условия возникновения индивидуальных трудовых споров - это обстоятельства, которые непосредственно влияют на трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работником и работодателем( нарушение тех или иных прав работника или несоблюдение им обязанностей перед предприятием).

Примером условий возникновения индивидуальных трудовых споров можно назвать пороки индивидуального правосознания работодателей, предпринимателей, должностных лиц, работников, низкий уровень правовой культуры участников производственного процесса. На практике эти условия нередко приводят к массовому незаконному правоприменению, нарушающему законные права и интересы как работников, так и работодателей. Указанные выше обстоятельства представляют собой своего рода предпосылку для возникновения индивидуального трудового спора. Вместе с тем они не являются источником трудового спора до тех пор, пока разногласия, вызванные указанными обстоятельствами, не перерастут в трудовой спор, т.е. не будут в дальнейшем предметом рассмотрения соответствующего юрисдикционного органа См.: Трудовое право: учеб./ Н.А. Бриллиантова [и др.]; под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. М., 2008. С. 521..

Причиной возникновения трудовых споров служат юридические факты, непосредственно вызвавшие разногласия между сторонами трудового договора.

Причины возникновения индивидуального трудового спора обуславливаются:

  • 1. Незнанием или неверным толкованием действующих норм трудового законодательства работодателем или работником;
  • 2. Недобросовестным отношением работника к исполнению своих служебных обязанностей и предъявлением им незаконных требований;
  • 3. Сознательным нарушением работодателя действующего законодательства о труде;
  • 4. Необходимостью правового регулирования индивидуальных трудовых споров.

Субъектами индивидуального трудового спора, как следует из его определения, являются не только работодатель и индивидуальный работник, но также лица, которые еще или уже не являются работниками. Это касается споров, которые, например, могут возникнуть между работодателем, с одной стороны, и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор, - с другой. До заключения трудового договора лицо, имеющее намерение вступить в трудовые отношения с работодателем, еще не является работником, что не мешает ему быть стороной индивидуального трудового спора, поскольку он наделен правом обжаловать необоснованный, с его точки зрения, отказ в приеме на работу. Таким же образом лицо, которое по тем или иным причинам не согласно с увольнением (прекращением трудового договора), уже не является работником, т.е. субъектом трудовых правоотношений, однако выступает стороной индивидуального трудового спора в случае обращения в суд с иском о восстановлении его на работе.

Предметом индивидуального трудового спора является существо заявленных работником требований, например требования о восстановлении нарушенных прав, защите законных интересов или признании субъективных прав, которые, по мнению работника, ему принадлежат. Таким образом, предметом индивидуального трудового спора может быть требование работника о выплате заработной платы, снятии дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, о признании необоснованным отказа работодателя заключить трудовой договор и т.д См.: Трудовое право: учеб./ Н.А. Бриллиантова [и др.]; под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. М., 2008. С.514..

Принципы трудового права (или его институтов) - это закрепленные в законодательстве основополагающие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда.

Необходимо в этой связи выделить следующие принципы:

  • - обеспечение защиты трудовых прав работников - означают обязанность юрисдикционных органов на основе закона прекратить нарушение трудовых прав работников, восстановить их;
  • - равенство сторон перед законом - означает, что и работник (работники), и представитель работодателя в лице администрации в одинаковой мере обязаны подчиниться требованиям закона и решениям юрисдикционных органов при разрешении трудовых споров См.: Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Указ. соч.;
  • - демократизм (участие представителей работников) - означает, во-первых, формирование органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях (комиссии по трудовым спорам - КТС) трудовым коллективом из его состава; во-вторых, участие профсоюзов как представителей работников на их стороне в процессе разрешения трудовых споров; в-третьих, участие представителей работников организации или профсоюза в органах по рассмотрению коллективных трудовых споров и их участие в выборе посредника;
  • - доступность обращения в органы по рассмотрению трудовых споров - обеспечивается путем создания таких органов непосредственно в самих организациях, например КТС;
  • - обеспечение законности - выражается в том, что юрисдикционные органы при рассмотрении трудовых споров руководствуются законами и иными нормативно-правовыми актами и выносят решения по спорам только на их основе;
  • - принцип бесплатности - означает, что при обращении в суд с исковыми требованиями, вытекающими из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлины и судебных расходов (ст.393 Трудового кодекса) См.: Трудовое право: учеб./ Н.А. Бриллиантова [и др.]; под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. М., 2008. С. 522.;
  • - обеспечение объективности и полноты - то есть дело рассматривается только на основе всестороннего и всеобъемлющего рассмотрения всех имеющихся материалов и доказательств, их сопоставления только с законодательством;
  • - обеспечение гласности - означает, что заседания всех органов, рассматривающих трудовые споры, открыты для всех желающих;
  • - быстрота рассмотрения - соблюдение органами, разрешающими трудовые споры, сроков, предусмотренных законодательством;
  • - обеспечение реального исполнения решений - реализуется при помощи закрепленного в законе специального механизма, принудительного воздействия на работодателя. Это происходит в случае добровольного невыполнения работодателем решения по трудовому спору, а также для привлечения виновных, в том числе руководителей, к ответственности. Принудительное исполнение решений юрисдикционных органов обеспечивается выдачей им специальных удостоверений и приведением этих решений в исполнение при помощи судебных приставов-исполнителей См.: Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Указ. соч..

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что условия и причины индивидуального трудового спора в совокупности вызывают возникновение самого трудового спора. Условия возникновения трудовых споров и становятся конкретными причинами в конкретном трудовом споре. Часто трудовые споры возникают в результате сочетания нескольких условий или причин. Рассмотрение спора происходит на основании общих принципов, идей, которые определяют основные начала и направления деятельности органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Для разрешения и рассмотрения индивидуальных трудовых споров законодательством установлены уполномоченные органы:

  • 1) Комиссия по трудовым спорам( далее КТС);
  • 2) Суд (районный суд).

Несмотря на это, предполагается разрешение индивидуальных

трудовых споров путём переговоров с работодателем как самостоятельно, так и с возможностью привлечения к решению своих проблем представителей.

Вопросы, связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ и другими нормативными правовыми актами, не противоречащими ему (статья 423), в частности:

  • - Федеральным законом "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ;
  • - Федеральным законом "О профсоюзах, их правах и гарантиях" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ;
  • - Федеральным законом "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ;
  • - Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ;
  • - Федеральным законом "О мировых судьях в Российской федерации" от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ;
  • - Федеральным законом "О прокуратуре в Российской Федерации" от 17 января 1992 г. № 2202-1;
  • - Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.

При этом следует учитывать требования постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 63 о внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» и др См.: Викторов И.С., Тереньтьева Е.В. О правовом регулировании и прокурорском надзоре за исполнением законодательства о рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров. // Трудовое право. 2007. № 6. С. 11- 40..

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >