Понятие, функции и виды судебных расходов в гражданском судопроизводстве

Упоминание о судебных расхода впервые встречается в "Русской правде", тогда пошлина взималась с обеих сторон. В более поздних правовых источниках также сохранилось обложение пошлиной обеих сторон спора (например, по Судебнику 1550 г.). В период судебной реформы 1864 г. был введен штраф в размере 5% от суммы иска с лица, не в пользу которого вынесено решение. Подобные меры имели важное значение в плане предупреждения необоснованного заявления иска и стимулирования сторон к окончанию спора миром.

Институт государственной пошлины всегда имел и имеет экономическое и правовое значение. Государственная пошлина поступает в федеральный бюджет и частично покрывает те расходы, которые ежегодно затрачиваются на финансирование судебной системы. Необходимость уплаты государственной пошлины призвана предотвращать необоснованное заявление исковых требований, подачу апелляционных и кассационных жалоб. Например, в Голландии подача апелляционной жалобы сопровождается уплатой государственной пошлины в большем размере, чем при подаче искового заявления. Такой законодательный подход позволяет сразу "убить несколько зайцев": предотвратить необоснованное апелляционное обжалование и заставить стороны добросовестно действовать в суде первой инстанции, не приберегая доказательства до стадии пересмотра судебного акта.

Кстати, в дореволюционной России по законодательству 1864 г. если суд не удовлетворил апелляционную жалобу, то на эту сторону налагался штраф в размере 20% от суммы первоначального иска. Для сравнения: первой инстанции такой штраф составлял 5% от суммы иска. Размеры государственной пошлины устанавливаются таким образом, чтобы они не препятствовали доступности правосудия, но в то же время были ощутимыми.

Государственная пошлина является разновидностью сбора. Нормы о порядке уплаты государственной пошлины, о размерах (ставках), о плательщиках государственной пошлины, об основаниях предоставления отсрочки и рассрочки ее уплаты и т.д. устанавливаются законодательством о налогах и сборах (гл. 25.3 НК РФ).

Понятие государственной пошлины содержится в ст. 333.16 НК РФ. В соответствии с нормативной дефиницией государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Законодательное понятие государственной пошлины едино для всех случаев ее уплаты при рассмотрении дел, совершении иных действий в судах, нотариате, иных юрисдикционных органах.

Судебные расходы представляют собой затраты, которые несут участвующие в деле лица, по поводу и в связи с рассмотрением и разрешением гражданского дела в суде общей юрисдикции, а также мировыми судьями.

Возложение судебных расходов на стороны в гражданском процессе преследует две цели:

  • 1) возместить затраты, которые несет Российское государство в связи с осуществлением правосудия по гражданским делам, а также затраты добросовестных субъектов цивильных правоотношений;
  • 2) предупредить необоснованные обращения за судебной защитой (сутяжничество) и необоснованные уклонения от выполнения гражданско-правовых, семейных, трудовых и т. п. обязанностей.

В первом случае речь идет о компенсационной (восстановительной) функции процессуального института судебных расходов, во втором - превентивной (предупредительной).

Судебные расходы являются дополнительной юридической санкцией для должника, ненадлежащим образом исполнившего либо вообще не исполнившего свои обязанности.

Российское гражданское судопроизводство впитало в себя одну из древнейших аксиом процессуального права: "За процесс платит проигравший". Реализация этой аксиомы фиксируется в резолютивной части судебного решения, где суд распределяет судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.

Интересный тезис по поводу оплаты расходов, связанных с судопроизводством, высказал А. В. Толкушкин: "Процесс - это такое же несчастье, как болезнь, и платить доктору должен больной".

Особенностью института судебных расходов является то, что он регулируется одновременно нормами финансового и гражданского процессуального права. К предмету финансово-правового регулирования относятся вопросы, связанные с поступлением судебных расходов в местный бюджет: размер платежей, порядок их исчисления, освобождение от уплаты; основания и порядок возвращения из бюджета денежных сумм гражданам и организациям. Это вытекает из ч. 2 ст. 88 ГПК РФ, где сказано, что размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах, а также из ст. 89, 90, 92, 93, которые носят отсылочный характер к гл. 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации.

К предмету гражданского процессуального права относятся вопросы, устанавливающие порядок определения цены иска (ст. 91 ГПК РФ), выплаты, распределения и возмещения судебных расходов (ст. 94-103 ГПК РФ), а также порядок обжалования определений по вопросам, связанным с судебными расходами (ст. 104 ГПК РФ).

Выделяют два вида судебных расходов:

  • 1) государственная пошлина;
  • 2) издержки, связанные с рассмотрением дела (судебные издержки).

Таким образом, осуществление правосудия по гражданским делам влечет за собой значительные денежные затраты. Частично эти затраты ложатся на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территории которых действуют мировые судьи.

Между тем основная масса рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства дел возникает из частноправовых отношений.

Поэтому в гражданском судопроизводстве исторически сложился институт судебных расходов, устанавливающий "платность" процесса судебной защиты прав и охраняемых законом интересов.

Этим институтом регулируются денежные отношения, возникающие в рамках гражданского судопроизводства, между сторонами и государством, а также лицами, содействующими осуществлению правосудия по гражданским делам (свидетелями, экспертами, представителями, переводчиками).

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >