Участие прокурора в суде кассационной инстанции

Прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве не заканчивается с вынесением решения по делу. Обнаружив незаконность или необоснованность судебного решения, определения или частного определения, прокурор должен принести протест в вышестоящий суд. Эта обязанность прокурора вытекает из ст. 33 Закона о прокуратуре. Прокуратура осуществляет надзор за законностью и обоснованностью судебных постановлений по гражданским делам в пределах ее компетенции и предоставленных им законодательством о прокуратуре и ГПК прав. После вынесения судом судебного постановления прокуроры призваны выявлять нарушения законов, допускаемые судами первой инстанции, и принимать меры к их устранению.

Надзор за законностью и обоснованностью судебных решений и определений, не вступивших в законную силу, ограничивается десятью днями. Прокуроры обязаны в эти сроки проверять законность и обоснованность решений и определений по делам, рассмотренным судом безучастия прокурора, опротестовывать незаконные и необоснованные решения и определения. Тщательной проверке подлежат решения и определения по делам, рассмотренным с участием прокурора, в особенности если позиция прокурора расходится с позицией суда, выраженной в решении.

С целью осуществления прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений, не вступивших в законную силу, прокурор вправе знакомиться с материалами дела и в том случае, если он в деле не участвовал (ст. 413 ГПК).

На практике прокуроры проводят проверки рассмотренных судом дел не реже одного раза в 5 дней, с тем чтобы в кассационный срок можно было выявить не только нарушения закона, но и принять меры по их устранению, например принести кассационный или частный протест на решение или определение суда.

Ознакомление с делом следует начинать с искового заявления истца, заявления, жалобы (по делам, возникающим из административных правоотношений). По этим документам устанавливается законность возбуждения гражданского дела, подведомственность его суду, наличие правоспособности сторон и другие процессуальные и правовые вопросы, соблюдение порядка возбуждения дела (подсудность, уплата государственной пошлины, наличие дееспособности у лица, обратившегося в суд, и т.д.). На основании материалов дела, протокола судебного заседания выясняются круг заинтересованных лиц и их процессуально-правовое положение, предмет доказательства и делается вывод о степени полноты и достоверности установления фактических обстоятельств.

При таком порядке изучения дела у прокурора уже складывается представление о том, каким должно быть вынесенное решение. Далее путем сопоставления данных, полученных из материалов дела, с содержанием решения делается вывод о его законности и обоснованности.

Таким же образом проверяются материалы дела, по которым судом вынесены определения.

В случае если при изучении дела в срок, предоставленный для кассационного обжалования и опротестования, прокурор приходит к выводу о незаконности и необоснованности судебного решения или определения, он приносит кассационный или частный протест.

Право принесения протестов по гражданским делам на решения и определения, не вступившие в законную силу, принадлежит прокурору или его заместителю в пределах предоставленной им компетенции независимо от их участия в рассмотрении дела судом первой инстанции. Кроме того, правом принесения протеста (правом возбуждения кассационного производства) обладают помощники прокурора, прокуроры отделов и управлений, которые принимали участие в рассмотрении дела судом первой инстанции. Частные протесты приносятся на определения судов первой инстанции, кассационные протесты - на решения, не вступившие в законную силу.

Предметом кассационного опротестования могут быть решения всех судов республики, кроме решений Верховного Суда Республики Беларусь.

Не вступившие в законную силу решения и определения судов могут быть опротестованы в кассационном порядке:

  • - решения городских (районных) и межгарнизонных военных судов - в судебную коллегию по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского суда и Белорусского военного суда;
  • - решения областного, Минского городского и Белорусского военного суда - соответственно в судебную коллегию по гражданским делам и военную коллегию Верховного Суда Республики Беларусь.

Кассационные и частные протесты адресуются в суд кассационной инстанции, но подаются прокурорами в суд, вынесший решения. Поданные кассационные протесты непосредственно в суд кассационной инстанции направляются судом кассационной инстанции в суд первой инстанции для решения вопроса об их принятии в установленном порядке.

Протесты прокурора могут быть поданы в течение 10 дней после вынесения решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью.

Кассационный протест должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к процессуальному документу, а также содержать: указание на решение, которое опротестовывается, и наименование суда, вынесшего решение; обоснование неправильности решения, а также просьбу лица, подающего протест; указания по оспариваемой сумме по имущественным Делам, перечень прилагаемых к протесту письменных материалов. Протест подписывается прокурором (ст. 409 ГПК).

Кассационный протест подается в суд с копиями по числу лиц, юридически заинтересованных в исходе дела. В необходимых случаях суд может обязать кассатора представить копии прилагаемых к кассационному протесту письменных материалов по числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст. 411 ГПК).

Судья отказывает в принятии кассационного протеста:

  • - лицам, не имеющим права на опротестование (например, протест подан помощником прокурора, не участвовавшим в рассмотрении дела в суде первой инстанции);
  • - если судебное постановление не подлежит обжалованию или опротестованию в силу закона;
  • - лицам, пропустившим установленный ГПК срок, если отказано в его восстановлении.

Кассационный протест может быть оставлен без движения в случае неподписания его соответствующим прокурором, при отсутствии указания на опротестовываемое решение, без приложения всех необходимых копий, без указания оспариваемой суммы по имущественным делам. При этом судья выносит определение об оставлении протеста без движения и назначает кассатору срок для исправления недостатков.

Если в установленный срок будут выполнены указания, содержащиеся в определении, кассационный протест считается поданным вдень первоначального представления в суд. В противном случае кассационный протест считается не поданным и возвращается прокурору.

Кассационная инстанция - орган, контролирующий законность и обоснованность постановлений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. Кассационное производство может возбудить прокурор путем принесения протеста на решение или определение суда. В тех случаях, когда кассационное производство возбуждается сторонами или третьими лицами, прокурор либо привлекается в процесс, либо вступает в него самостоятельно.

Надзор за законностью в кассационной инстанции состоит в проверке соответствия постановления суда первой инстанции требованиям закона как с фактической, так и с юридической стороны. Основной целью прокурора в кассационной инстанции является недопущение отмены законных и обоснованных судебных решений и отмена судебных постановлений, не отвечающих требованиям материального и процессуального закона.

Перечень прав и обязанностей прокурора, которые он имеет на стадии разбирательства дела в суде первой инстанции, сохраняется и в суде кассационной инстанции.

Прокурор в кассационном производстве может выступать в нескольких ролях:

  • - как кассатор (лицо, принесшее кассационный протест), тогда он выступает первым;
  • - как прокурор, выступивший в защиту интересов других лиц. В этом случае он выступает после лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела (стороны и третьи лица).

Однако ГПК не указывает, в какой очередности и сколько раз будет выступать прокурор, если иск предъявлен прокурором в интересах других лиц и если принесен кассационный протест на решение суда.

Можно предполагать, что за прокурором в кассационном производстве сохраняется и право на мнение о законности и обоснованности решения суда, хотя прямого указания об этом в ГП К нет. Однако имеется общая норма: заслушав выступления юридически заинтересованных в исходе дела лиц, суд при необходимости приступает к исследованию собранных при подготовке дела письменных, вещественных доказательств по правилам производства в суде первой инстанции.

ГПК предусматривает возможность рассмотрения кассационного протеста прокурора, поступившего после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Такой протест рассматривается на общих основаниях. В случае принятия по нему иного определения, чем было принято кассационной инстанцией при первом рассмотрении по жалобам юридически заинтересованных в исходе дела лиц, председателю суда направляется представление об опротестовании одного или обоих определений кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции должен рассмотреть поступившее по кассационной жалобе или кассационному протесту дело в день, назначенный судом первой инстанции. При особой сложности дела, а также в случае необходимости принятия мер по сбору доказательств председатель суда кассационной инстанции и его заместители вправе назначить другую дату рассмотрения дела в пределах двух месяцев со дня принятия решения о назначении другой даты рассмотрения дела (ст. 424 ГПК).

Прокурор, принесший протест, вправе отозвать его до начала судебного заседания суда кассационной инстанции. Протест возвращается прокурору. Об отказе протеста извещаются юридически заинтересованные в исходе дела лица. Если же прокурор в ходе судебного заседания убеждается в необоснованности принесенного протеста, он его уже не вправе отозвать. Дело продолжает рассматриваться по существу, и кассационная инстанция вправе оставить протест без удовлетворения.

При осуществлении прокурорского надзора в стадии кассационного производства прокурор должен организовать работу так, чтобы без его внимания не оставалось ни одно дело, поступившее в кассационную инстанцию. Он обязан проверить законность и обоснованность по всем без исключения делам, изучить материалы каждого дела.

Особое внимание следует уделять соответствию доводов жалобы или протеста материалам дела, в том числе и приложенным к жалобе или протесту. Если протест или жалоба направлены на отмену или изменение законного и обоснованного решения, необходимо высказать мнение об отклонении этого протеста или жалобы. Если жалоба или протест являются обоснованными, их следует поддержать.

Участвуя в рассмотрении дела, прокурор высказывает мнение о законности и обоснованности решения после объяснений лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела. Он высказывает свои соображения о судьбе решения применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, содержащимся в ст. 425 ГПК.

Следует отметить, что ГПК 1999 г. существенно изменил полномочия кассационной инстанции. Суд, рассмотрев дело в кассационном порядке, вправе своим определением:

  • - оставить решение без изменения, а кассационную жалобу (кассационный протест) - без удовлетворения;
  • - отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если ошибки, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции;
  • - отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
  • - изменить решение или вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права;
  • - изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в суде кассационной инстанции материалов дела и новых доказательств, если на основании исследованных в суде кассационной инстанции материалов и новых доказательств установлены все фактические данные, необходимые для разрешения спора в соответствии с законодательством. В этом случае юридически заинтересованные в исходе дела лица должны быть ознакомлены с дополнительными доказательствами до рассмотрения дела в кассационном порядке и извещены о дне рассмотрения дела.

Полномочия кассационной инстанции имеют преимущества в сравнении с ранее существовавшим порядком кассационного производства, поскольку содержат элементы апелляционного производства и сокращают время нахождения дела в суде. В то же время следовало бы более полно отразить права юридически заинтересованных в исходе дела лиц в кассационном производстве. В частности, они должны иметь право не только знакомиться с новыми доказательствами, но и представлять на них свои возражения и дополнения, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства и т.п.

Высказывая мнение в кассационной инстанции, прокурор исходит из ревизионного начала гражданского судопроизводства. Он высказывается в целом по делу, а не только в пределах протеста или жалобы. Если при этом будут установлены нарушения норм материального или процессуального права, прокурор высказывает мнение об отмене решения независимо от того, содержатся ли указания об этих нарушениях в протесте или жалобе.

Деятельность прокурора в суде кассационной инстанции завершается составлением отчета (заключения), в котором указываются: содержание решения суда, повод к рассмотрению дела в кассационной инстанции, мотивы опротестования или обжалования решения и результаты рассмотрения дела. Если имеются расхождения его позиции с позицией суда, прокурор докладывает об этом прокурору, имеющему право на принесение протеста в порядке надзора, который принимает решение о необходимости принесения протеста.

После вынесения судом кассационного определения прокурор проверяет его законность и обоснованность. Если установит, что определение не соответствует или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора. В этом случае докладывает Дело прокурору, полномочному принести протест в надзорном порядке, который принимает окончательное решение.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >