Полномочия органов представительной и исполнительной власти в области финансового контроля

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным Законом РФ от II января 1995г. Это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ и наделенный широкими полномочиями:

џ организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

џ подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;

џ оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

џ финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;

џ регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

џ контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Финансовый контроль органов исполнительной власти общей компетенции реализуется через Правительство РФ, правительства, администрации, мэрии субъектов РФ и администрации муниципальных образований, которые осуществляют контрольные полномочия как самостоятельно, так и посредством организации деятельности специализированных контролирующих структур.

Правительство РФ контролирует разработку и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет контроль валютных отношений.

В целях повышения эффективности проведения финансового контроля Правительство РФ имеет право образовывать специализированные комиссии.

Контроль за финансовой сферой Правительство РФ осуществляет и посредством правотворчества, принимая нормативные и индивидуальные акты. Например, постановлениями Правительства РФ определен порядок и установлены размеры сумм, выплачиваемых участникам налогового контроля, утверждено положение о Министерстве финансов РФ и т. д.

Большое значение в финансово-контрольной деятельности имеют специально образованные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, федеральные службы по финансовым рынкам, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и т. д.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств, а также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц, получающих гарантии Правительства РФ, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и бюджетные инвестиции. В определенных случаях Министерство финансов РФ имеет право осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Федеральное казначейство осуществляет финансовый контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников финансовых правоотношений. В процессе проведения финансового контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) была создана Указом Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с этим Указом она осуществляет

  • · Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
  • · Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;
  • · Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
  • · Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • · Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Положением о Федеральной службе страхового надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330) устанавливается, что Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

Также, в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

В Положении о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506) указано, что Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Задача №1

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации (утверждена приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н) КРУ Министерства финансов РФ имело право осуществлять ревизию финансово-хозяйственной деятельности АО «Тандем» только в случае получения последней средств из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов (п.6 Инструкции). В п. 11 данной Инструкции говорится, что составлению программы ревизии и ее проведению предшествует подготовительный период, в ходе которого участники ревизии изучают необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. То есть либо был некорректно проведен подготовительный период контролером-ревизором, либо факт неполучения АО бюджетных средств был зафиксирован, но ревизия была проведена в обход этого обстоятельства. Таким образом, Контрольно-ревизионное управление нарушило законодательство и права юридического лица.

Задача №2

На основании ст.93.3 БК РФ бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Приказом Минфина РФ №104н от 12.11.2007г. «Об утверждении общих требований к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов РФ и муниципальных районов», за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе средств федерального бюджета, в том числе бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет (ст.93.4 БК РФ).

При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным Российской Федерации государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие перечислению (взысканию) в федеральный бюджет:

  • - удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в порядке, установленном Министерством финансов РФ;
  • - взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (за исключением субвенций бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам), в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

Министерству финансов РФ предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности субъектов Российской Федерации по денежным обязательствам перед РФ с привлечением агентов Правительства РФ.

Исковая давность, установленная гражданским законодательством Российской Федерации, не распространяется на требования Российской Федерации, возникшие:

в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков;

в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации;

по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации;

из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в настоящем пункте обязательств.

Задача №3

Порядок открытия операционной кассы вне кассового узла регулируется главой 2 Инструкции ЦБ от 28 апреля 2004г.. №113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц».

Операционная касса вне кассового узла вправе проводить кассовые операции с юридическими и физическими лицами, а также отдельные виды банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками, в том числе дорожными, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, - операции, установленные пунктами 3.1 и 3.2 Инструкции Банка России №113-И. Такая операционная касса может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала).

Прием наличных денег кассовым работником от физических лиц для зачисления на банковские счета, счета по вкладам (депозитам), для осуществления операции по переводу на территории РФ денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета в кредитной организации, ВСП (внутреннее структурное подразделение), в том числе для уплаты коммунальных, налоговых и иных платежей осуществляется на основе Положения ЦБ РФ №318-П от 24.04.2008г. «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории РФ» вместо упраздненного Положения ЦБ РФ № 56 25 марта 1997г. «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории российской федерации (часть 1)».

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >