ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

коммерческий информация тайна сведение

Коммерческая информация представляет собой сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.

Коммерческая информация позволяет предприятиям проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее и осуществлять контроль за результатами этой деятельности.

Различают несколько источников коммерческой информации:

  • · маркетинговые исследования по конкретным товарам. Включают проведение исследований, сбор, анализ информации и т. д.;
  • · внутренние материалы и документы торговой фирмы. В частности, сведения об объемах товарооборота, затратах на продажу, товарных запасах, расходах на рекламу, прибыли предприятия и т. п.;
  • · данные внешней статистики и публикуемые в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка;
  • · покупка информации у различных фирм, основным видом деятельности которых является «производство и продажа чистой информации».

Исходя из классификации информационных ресурсов по критерию доступа к ним, применяемая в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг разнообразная научная, техническая, технологическая и иная информация может носить как открытый, так и закрытый характер. К открытой информации относится общеизвестная, представляющая чисто теоретический и научный интерес информация, которая не скрывается производителем. Закрытой информацией признается та, которая специально скрывается и защищается производителем от доступа посторонних лиц. Такая информация должна охраняться в режиме коммерческой тайны.

Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем, предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, подразделяются на: производственную информацию; научно-техническую информацию; финансовую информацию.

К производственной информации относятся:

  • · способы производства и технология;
  • · уровень складских запасов;
  • · методы и организация управления;
  • · система организации труда;
  • · предполагаемое время выхода на рынок;
  • · планы рекламной деятельности;
  • · объем выпуска и планы реализации продукции;
  • · сведения о поставщиках, потребителях, посредниках, конкурентах и т.д.

Научно-техническая информация включает:

  • · содержание патентов и лицензий;
  • · характер исследовательских работ;
  • · планы внедрения новых технологий и видов продукции;
  • · анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

К финансовой информации относится:

  • · структура капиталов;
  • · механизм формирования цен на продукцию;
  • · банковские и торговые операции;
  • · сведения об эффективности экспорта и импорта;
  • · организация и размер оборота средств;
  • · фактическое состояние рынков сбыта;
  • · уровень платежеспособности предприятия и т. д.

Следует различать такие понятия как «коммерческая тайна», «конфиденциальные сведения» и «конфиденциальная информация».

Согласно ст. 3 Закона Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». коммерческая тайна - «конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

Сведения конфиденциального характера - это не только коммерческая тайна, но и персональные данные гражданина, служебная, врачебная, профессиональная, нотариальная, адвокатская тайна, а также тайна переписки, исповеди. Такое определение сведений конфиденциального характера дано в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

Что такое конфиденциальная информация определяет Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно этому закону, конфиденциальной может быть признана лишь информация, которая документально закреплена.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >