ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика неразрывно связана с конкурентными отношениями, одним из элементов которой являются отношения по защите коммерческой тайны. И это вполне понятно: у любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.

Рынок предполагает, прежде всего, экономическую свободу. Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые сами решают покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок. Конкуренция - основа функционирования современной рыночной экономики. Сегодня успех в производстве конкурентоспособной продукции обусловливается не только возможностью доступа предпринимателей к сырью и энергоресурсам. Важнейшим фактором эффективной деятельности является интеллектуальная собственность предприятия, используемая так, чтобы выпустить и предложить конкурентам продукцию более дешевую, экономичную и удобную в обращении.

В результате утечки конфиденциальной информации или разглашения секретных сведений может быть причинен значительный экономический ущерб предприятию.

На российском рынке с каждым месяцем значение информации и информированности отдельного предприятия растет. Если секретные сведения фирмы, которые дают ей преимущества перед конкурентами, не будут определены и защищены законом, то вряд ли «добросовестная конкуренция» сможет существовать в полном объеме.

Законодательство многих стран рассматривает использование либо разглашение коммерческой тайны или секретов производства третьим лицам как недобросовестные конкурентные действия и представляет за них различные виды ответственности, вплоть до уголовной.

Действующее законодательство четко определяет, с помощью каких мер обеспечивается охрана коммерческой тайны, и какие меры ответственности могут быть применимы к виновным в ее разглашении.

Различные проблемы, связанные с охраной в России коммерческой, служебной и личной тайны, постоянно обсуждались во многих юридических изданиях. Главбух, №9, 2000 Все исследователи единодушно склонялись к неполноте правового регулирования и необходимости его совершенствования.

В ГК РФ есть ряд недочетов и неточностей, которые допускают многочисленное толкование закона и его игнорирование в целом.

Во-первых, неопределенность в отношении ответственности человека, получившего сведения, составляющие коммерческую тайну, законным путем у их официального обладателя. Не ясно, в течение какого срока он обязан хранить такую информацию в соответствии с режимом коммерческой тайны.

Во-вторых, соотношение служебной и коммерческой тайны. Статья 139 ГК РФ озаглавлена «Служебная и коммерческая тайна», но в тексте они постоянно отделяются друг от друга. Сохранение в тайне служебной информации не всегда обусловлено ее коммерческой ценностью. Видимо, понимание служебной и коммерческой тайны в ГК едино, но способы их защиты могут быть разными.

Для полного регулирования этого вопроса введен Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >