ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-исполнительного права - значит определить его задачи, функции, предмет и метод регулирования, что, в свою очередь, требует раскрытия уголовно-исполнительного правоотношения, норм и системы уголовно-исполнительного законодательства.

Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право представляет собой специфическую подотрасль уголовного права.

По мере развития исправительно-трудового законодательства выяснили, что уголовно-исполнительное право является комплексной отраслью права.

Соответственно постепенно появляется тенденция к выделению исправительно-трудового права в самостоятельную отрасль.

Уголовно-исполнительное право - это одна из ведущих отраслей российского права, направленная на реализацию норм материального права. Оно существенно отличается от других, в том числе и смежных, отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования.

Вместе с тем уголовно-исполнительное право входит в общую систему российского права, и ему присущи основные части и принципы, свойственные праву Российской Федерации на современном этапе в целом.

Уголовно-исполнительное право - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих меры реализации норм уголовного права, основываясь при этом на цели наказания и системе наказаний.

Самостоятельность российского уголовно-исполнительного права как отрасли права обусловливается рядом его специфических черт.

Во-первых, только уголовное право является законодательной базой для определения меры и наказуемости деяний, оснований уголовной ответственности, применения наказаний и освобождения от ответственности и наказаний. Ни одной другой отрасли права этот признак не присущ.

Во-вторых, уголовное право имеет собственный предмет регулирования. Им являются только те взаимоотношения, которые возникают в связи с совершением преступления. Ни одна другая отрасль права не может регулировать эти отношения.

В-третьих, уголовному праву свойствен особый метод регулирования указанных общественных отношений. Он заключается в установлении исполнения наказания за совершенное уголовное противоправное деяние.

Уголовно-исполнительное право состоит из Общей и Особенной частей. Содержание общей части составляют общие положения и принципы уголовного права. Все институты Общей части привязаны к двум основополагающим понятиям - преступлению и наказанию. Закон определяет задачи уголовного законодательства и его принципы; основание уголовной ответственности; возраст, с которого наступает уголовная ответственность; в какое место помещается лицо для отбывания наказания.

Особенная часть уголовного права содержит описание условий отбывания наказания. Общая и Особенная части уголовного права тесно связаны между собой, составляют в целом единое уголовно-исполнительное право.

Обусловлено это единство прежде всего общностью задач. Нормы Общей и Особенной частей в реальной жизни существуют только совместно.

Предметом уголовно-исполнительного права (рис. 1) являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).

Предмет уголовно-исполнительного права

Рис. 1. Предмет уголовно-исполнительного права

В связи с тем что само уголовное наказание представляет собой наиболее жесткую форму государственного принуждения, главным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения. Вместе с тем это не исключает использование в процессе регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний диапозитивного метода, основанного на дозволениях, равноправии сторон, позволяющего субъектам самостоятельно осуществлять выбор поведения. Например, осужденный и иные лица имеют возможность обратиться в суд с жалобой на действия администрации учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания.

Самостоятельность рассматриваемой отрасли права определяется и наличием системы норм, закрепленных в УИК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах (подробнее см. тему 2).

Место уголовно-исполнительного права в системе права. Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права и международным правом.

На сегодняшний день преобладающим является представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации. Это, однако, не исключает наличия иных точек зрения.

Определяя место уголовно-исполнительного права в системе отечественного права, безусловно, в первую очередь необходимо отметить его связь с отраслями так называемого уголовно-правового комплекса

Уголовное право

Именно уголовное право формирует понятийно-категориальный аппарат для всего криминального цикла. Именно при его освоении изучается институт уголовной ответственности (одной из форм реализации которой выступает исполнение наказания). Уголовный кодекс РФ содержит систему уголовных наказаний в целом и дает нам характеристику каждого вида наказаний в отдельности, здесь же изложены правила, в соответствии с которыми осужденные распределяются по видам исправительных учреждений.

Уголовно-процессуальное право

Точно так же тесно переплетается уголовно-исполнительное право с правом уголовно-процессуальным. Во-первых, потому, что "основаниями исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившее в законную силу" (ст. 7 УИК РФ), то есть тот или иной вариант судебного решения. Исполнение (отбывание) уголовного наказания не является препятствием для возникновения уголовно-процессуальных правоотношений - дело может быть пересмотрено в порядке надзора, возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам. Помимо этого, замена вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания предполагают судебный порядок принятия решения.

И, наконец, как уголовно-процессуальное, так и уголовно-исполнительное правоотношения существуют на фоне отношения уголовно-правового.

Конституционное право

Наказание, согласно ст. 43 УК РФ, заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод лица. Права и свободы человека и гражданина предусмотрены Конституцией. В ст. 55 Конституции устанавливаются пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, уголовно-исполнительное право не может не взаимодействовать с конституционным правом

Гражданское право

Отбывание уголовного наказания никоим образом не исключает человека из гражданско-правовых отношений, хотя, конечно же, вносит целый ряд ограничений. Тем не менее, осужденный может распоряжаться своим имуществом, вступать в право наследования; на сегодняшний день даже осужденные к лишению свободы имеют право заниматься предпринимательской деятельностью. Возникающие при этом отношения регулируются гражданским правом.

Трудовое право

Основания и порядок привлечения осужденных к труду, оплата труда, охрана труда максимально приближены к требованиям трудового законодательства. Многие нормы уголовно-исполнительного права, регулирующие эту сторону исполнения (отбывания) наказания, имеют ярко выраженный бланкетный характер и отсылают к Трудовому кодексу РФ.

Административное право

Организация деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, их взаимоотношения между собой, порядок прохождения службы начальствующим составом является сферой регулирования административного права.

Международное право

В отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР, статья 3 УИК РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, закрепляет приоритет действия международных норм перед национальными. Наличие данной нормы в уголовно - исполнительном законодательстве нашей страны являлось одним из условий принятия России в Совет Европы.

Международные стандарты обращения с осужденными вырабатываются в результате межгосударственного сотрудничества, в том числе и в сфере соблюдения прав человека, и воплощают мировой уголовно - исполнительный опыт и гуманистические воззрения, устремления в этой области государственной деятельности. Выражающие их нормы весьма разнообразные. Они могут быть: обще универсальными (Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство личности видов обращения и наказания (1975), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка(1979), Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984) ) и специальными (принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988); Основные принципы обращения с заключенными (1990), Европейские тюремные правила(1987),.); обязательными и рекомендательными; межгосударственными договорами (пакты, конвенции) и нормами - принципами; общемировыми и региональными; распространяющими свое действие на всех правонарушителей или их отдельные категории.

В связи с принятием России в Совет Европы она взяла на себя обязанность следовать прежде всего Европейским тюремным правилам. Эксперты Совета Европы весьма пристально и систематически наблюдают как за ходом реформирования российского законодательства с учетом действия Европейских тюремных правил, так и за их реализацией на практике. Например, на совещании руководителей пенитенциарных систем стран - участников Совета Европы (май 2000, Берлин) было констатировано, что Россия за последние годы добилась значительных успехов в деле приближения своего законодательства и практики его реализации к международным стандартам, в связи с чем все страны призывались оказывать России в этом деле поддержку и помощь. И такое заявление было сделано, несмотря на то, что инспекторы Совета Европы не первый год констатируют критическое положение с размещением арестованных, сложившееся в следственных изоляторах России.

Таким образом, можно проследить взаимодействие уголовно-исполнительного права практически со всеми отраслями российского права.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >