Порядок получения статусов беженца и вынужденного переселенца

Для получения статуса беженца необходимо, чтобы лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обратилось лично, или через уполномоченного на то представителя (в случае, если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично) с ходатайством в письменной форме в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России.

Лица заинтересованные в приобретении статуса беженца, обязано предоставить документы, удостоверяющие его личность, заполнить анкету и ответить на вопросы опросного листа во время индивидуального собеседования с работниками миграционной службы. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, проводится установленная федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процедура идентификации личности, включая дактилоскопию.

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе обратиться с ходатайством:

в федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения;

в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания, которое затем передается в федеральный или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения.

Во всех случаях ходатайства принимаются в письменной форме от лиц, достигших возраста 18 лет, явившихся в компетентный орган лично; либо через уполномоченного на то представителя указанных лиц. Сведения о несовершеннолетних членах семьи заносятся в ходатайства взрослых (родителей, опекунов и т.д.)

В Ст.4 ФЗ «О беженцах» определяет срок передачи ходатайства, поданного в орган пограничного контроля, в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а именно 3 дня со дня поступления ходатайства.

Решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением по месту подачи ходатайства либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Решение дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче свидетельства и материалы предварительного рассмотрения ходатайства в течение 5 рабочих дней направляются в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе для выдачи свидетельства и рассмотрения ходатайства по существу.

Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе или его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу.

Лицу, признанному беженцем и достигшего возраста 18 лет, выдается удостоверение установленной формы. Это удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

Лицо признается беженцем на срок до трёх лет и может продлеваться на каждый последующий год при сохранении в месте прежнего местожительства лица обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта1 ст.1 Федерального Закона «О беженцах».

Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем несколько отличается от порядка признания беженцем и определяется ФЗ «О вынужденных переселенцах», а именно:

Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 вышеупомянутого закона, обращается с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. Таким ходатайством можно обратиться и до оставления места жительства. В этом случае следует обращаться с ходатайством в федеральный орган миграционной службы либо в территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания.

Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом миграционной службы в течение трёх дней со дня поступления ходатайства. Далее принимается решение о признании лица временным переселенцем. Это решение принимается территориальным органом миграционной службы в течение трёх месяцев со дня регистрации ходатайства.

Территориальный орган миграционной службы в течение 5 дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства. После этого лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Следует отметить, что сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Лицу, претендующему на статус беженца, может быть отказано в регистрации ходатайства.

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство о признании его беженцем и находящемуся вне территории РФ, в рассмотрении ходатайства по существу, ФМС в течение 5 дней направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение решение об отказе, после чего в течение трёх дней данному лицу вручается уведомление об отказе с указанием причин отказа, порядка обжалования решения, и разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории РФ. В случае отказа лицу, подавшему ходатайство в пункте пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение трёх дней со дня получения уведомления. В случае отказа лицу, подавшему ходатайство после вынужденного незаконного пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение месяца со дня получения уведомления. Если отказано лицу, подавшему ходатайство и пребывающему на территории РФ на законных основаниях, лицо также обязано покинуть территорию РФ в течение месяца со дня получения уведомления, если более не имеет законных оснований для пребывания на территории РФ. Для получения лицами, претендующими на статус беженцев или вынужденных переселенцев, свидетельства о регистрации ходатайств, является основанием для предоставления гарантированного законодательством минимума прав и льгот и возложения на них определенных обязанностей.

Лицо признанное беженцем, имеет право на получение документа, установленной формы, для возможности временного выезда за пределы РФ, на выезд на место жительства в иностранное государство, на добровольную репатриацию, а также пользование всеми иными правами, предусмотренными законодательством РФ.

Обязанности лица, получившего статус беженца, в основном те же, что и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства. Вынужденный переселенец имеет право на самостоятельный выбор места жительства на территории РФ: на содействие на проезде и провозе багажа к выбранному месту жительства и т.д.

Проблема беженцев стала общемировой после окончания второй мировой войны, в эпоху величайших потрясений: распада колониальной системы и образования на ее обломках новых независимых государств, возникновения мировой системы социализма и появление феномена так называемой «холодной войны», создания ООН и ее активной роли в упорядочении отношений между людьми на цивилизованных принципах и нормах международного права. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев регламентируется рядом международных актов, как общих, так и специальных. За истекшие полвека Организация Объединенных Наций создала необходимую международно-правовую базу и образовало механизм для разрешения острейших вопросов беженцев. Это прежде всего документы, предусматривающие права человека и гражданина в целом. Среди специальных актов наибольшее значение имеют Конвенция ООН о статусе беженцев, принятая в 1951 году, Протокол, касающийся статуса беженцев (1967г.), Декларация о территориальном убежище (1967г.), существует также статусный акт - Устав управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, который определяет полномочия Верховного комиссара по вопросам оказания помощи беженцам от имени ООН (1950г.) Осуществление всех этих актов возлагалось на специализированный механизм ООН, возглавляемый Верховным комиссаром по делам беженцев и его Управлением. Кроме того, были созданы региональные пункты, призванные содействовать решению проблем беженцев.Следует отметить, что определение статуса «беженец» в Конвенции ООН и в Законе «О беженцах» в своих принципиальных положениях совпадают.

В целом же нормы национального законодательства России по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев в целом соответствуют нормам международных документов, к которым присоединилась Российская Федерация.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >