Вопрос 25. Классификация расходов бюджета в соответствии с бюджетным правом Российской Федерации

Под расходами бюджета в Бюджетном кодексе понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с бюджетным законодательством источниками финансирования дефицита бюджета.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1. Общегосударственные вопросы:

a. Функционирование Президента, Правительства Российской Федерации;

b. Международные отношения и международное сотрудничество;

  • 2. Национальная оборона;
  • 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • 4. Национальная экономика:

a. Общеэкономические воросы;

b. Сельское хозяйство;

c. Топливно-энергетический комплект;

  • 5. Жилищно-коммунальное хозяйство;
  • 6. Охрана окружающей среды;
  • 7. Образование;
  • 8. Культура, кинематография;
  • 9. Здравоохранение;
  • 10. Социальная политика;
  • 11. Физическая культура и спорт;
  • 12. Средства массовой информации;
  • 13. Обслуживание государственного и муниципального долга;
  • 14. Межбюджетные трансферты.

Вопрос 26. Структура бюджетного процесса в Российской Федерации

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс подразделяется на стадии, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Первая стадия - составление проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются на основе прогноза социально-экономического развития на срок не менее 3-х лет в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Организует и контролирует работу по составлению проекта бюджета Правительство РФ, непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Президент также участвует в первой стадии бюджетного процесса, обращаясь к Федеральному собранию с бюджетным посланием, в котором определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Внесение Министерством финансов и уполномоченными финансовыми органами проектов федеральных законов о бюджетах в Правительство Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения указанных проектов законов в Государственную Думу (1 октября текущего года - для федерального бюджета). Одновременно указанный проект предоставляется Президенту Российской Федерации.

Вторая стадия - рассмотрение и утверждение бюджетов. Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях. Срок рассмотрения в первом чтении - 20 дней со дня внесения проекта закона в Государственную Думу. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

При отклонении проекта закона о федеральном бюджете Государственная Дума может направить его в согласительную комиссию, вернуть в Правительство Российской Федерации на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении. В третьем чтении Государственная Дума рассматривает проект закона в течении 10 дней со дня его принятия во втором чтении.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Третья стадия - исполнение бюджетов. Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Четвертая стадия - рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. На этой стадии происходят составление бюджетной отчетности, внешняя проверка годовой отчетности, а также рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Отчет об исполнении бюджета утверждается Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации и направляется в соответствующий законодательный орган и орган финансового контроля.

Годовой отчет об исполнении бюджетов утверждается в форме федерального закона, закона субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Внешняя проверка отчета осуществляется Счетной палатой.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации предоставляет отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации для подготовки заключения не него не позднее 15 апреля. Отчет готовится не более 1,5 месяцев.

Местная администрация предоставляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки не позднее 1 апреля. Отчет готовится не более 1 месяца.

На федеральном уровне Федеральное Казначейство составляет и представляет в Министерство финансов бюджетную отчетность Российской Федерации. Министерство финансов передает ее в Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации направляет не позднее 1 июня в Счетную палату годовой отчет об исполнении бюджета. Счетная палата готовит заключение и не позднее 1 сентября представляет его в Государственную Думу и Правительство РФ. Закон подлежит одобрению Советом Федерации.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >