ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность данной темы неоспорима, так как основана на осуществлении защиты нарушенных прав работником в суде. Защищая нарушенное право каждого человека, а в данном случае отдельно взятого работника, государство поддерживает порядок и законность во всем государстве. На предприятиях нередко возникают разногласия между отдельными работниками и администрацией по отдельным вопросам, связанным с их трудовой деятельностью. Когда эти разногласия не удается урегулировать при непосредственных переговорах рабочего или служащего с администрацией, и они становятся предметом разбирательства в органах, которым это право предложено по закону, их называют трудовыми спорами.

Согласно статистическим данным нарушения трудового законодательства ежегодно составляют 60 - 70 % от числа выявляемых прокурорами правонарушений в сфере соблюдения прав человека и гражданина, т.е. эта одна из самых уязвимых сфер прав граждан.

Значительно возросло количество трудовых дел в судах. Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие. Судебная защита - конституционное право каждого гражданина. Оно, в свою очередь, является гарантией защиты других его прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе РФ и иных законах и международных договорах. Право на судебную защиту не подлежит никаким ограничениям. Однако, наряду с этим некоторые решения судов не отвечают требованиям законности и обоснованности и не дают достаточно убедительного ответа по существу спора. Иногда в решениях неполно отражаются обстоятельства дела, нечетко формулируются требования истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле, не раскрывается характер правоотношений сторон, отсутствует анализ доказательств, их оценка и юридическая квалификация установленных фактов. В ряде случаев не указывается закон, которым руководствовался суд, выводы суда не всегда соответствуют обстоятельствам дела, указанным в решении, а его резолютивная часть излагается так, что вызывает затруднения при исполнении.

Таким образом, можно сказать, что органы по разрешению трудовых споров, призванные быстро восстанавливать нарушенное право работника и принимать меры по устранению причин, порождающих нарушение законодательства о труде и о социальном обеспечении, отнюдь, не всегда справляются с поставленной перед ними задачей. Также проблемой является то, что некоторые достаточно типичные конфликтные ситуации до сих пор остаются юридически неурегулированными, а иногда наблюдается полное отсутствие ответственности, в том числе и юридической. Безответственность - один из наиболее мощных двигателей разрастания конфликта.

Являясь регулятором общественных отношений, право активно проявляет себя обычно именно тогда, когда возникает тот или иной конфликт, в том числе и трудового характера. Именно во время конфликта проверяются и эффективность правовых норм, и способность государства и общества на деле гарантировать человеку реализацию его прав, в том числе и в сфере применения способностей к труду.

Вступая в трудовые отношения, принимая и увольняя работников, работодатель должен быть знаком с принципами трудового законодательства. При возникновении споров закон чаще всего становится на сторону работника; и не соблюдая его, поступая «как все», работодатель совершенно неожиданно для себя может оказаться в роли ответчика в гражданском и даже подсудимого в уголовном деле. Несмотря на то, что практика трудовых отношений, особенно на небольших частных предприятиях, часто далека от установлений законодательства, при обращении в суд с этими установлениями строго считаются; и нарушенные права (как правило, работника) восстанавливаются.

Таким образом, знание прав и обязанностей полезно как работодателю, так и работнику. Практически многие работодатели игнорируют требования трудового законодательства и не проявляют к нему никакого уважения. Вот именно такая ситуация способствует возникновению трудовых споров как индивидуальных, так и коллективных.

Для того чтобы исправить существующее положение необходимо настоятельно пропагандировать новеллы в трудовом законодательстве, других родственных нормативно-правовых актах. При работе с кадрами предприятия, учреждения, организации решительно настаивать на рассмотрении различных спорных вопросов в комиссиях по трудовым спорам, а если таковая не создана, то в суде.

Думается, что также было бы целесообразно было бы изменить положение статьи Трудового кодекса РФ о величине сроков исковой давности по трудовым спорам, которая устанавливает срок исковой давности для обращения за судебной защитой нарушенных трудовых прав для работников - три месяца, а для работодателей по возмещению ущерба, причиненного работником - 1 год с момента как работодатель узнал о факте причинения такого вреда. Из текста статьи следует, что фактически этот срок не ограничен. Такая ситуация явно не в пользу работников. Было бы справедливым установить для всех сторон трудовых правоотношений единый срок исковой давности - три года.

Предоставляя работнику возможность урегулировать разногласия, ТК не обеспечивает работника надлежащими гарантиями. Так, например, ведение переговоров с работодателем может осуществиться в рабочее время, а правом освобождения от работы сотрудник не пользуется.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >