Коммерческая тайна

Успех любой коммерческой деятельности во многом зависит от грамотного обращения с информационными потоками. В условиях рыночной экономики информация является товаром, и ее получение, хранение, передача и использование подчиняются законам товарно-денежных отношений. Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право охранять свои интересы и защищать ценную для него информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Статистика свидетельствует о значительном росте за последние годы экономических преступлений, в том числе связанных с незаконным получением и оборотом информации, составляющей коммерческую тайну. И это не удивительно - получение незначительной информации о конкуренте может сэкономить фирме огромные средства, что является достаточно сильным стимулом для нарушения законов, регулирующих отношения в области информации. Поэтому большинство коммерческих компаний придают огромное значение таким категориям, как "коммерческая тайна", ноу-хау.

Термин "конфиденциальная информация" определяется статьей 2 Закона "Об информации, информатизации и защите информации" как "документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ". Порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 г. "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера", в соответствии с которым к конфиденциальной информации относятся:

  • 1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях;
  • 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
  • 3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);
  • 4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
  • 5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами;
  • 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них и некоторые другие.

Очень часто приходится сталкиваться с такой практикой: коммерческая компания целенаправленно и скрупулезно собирает сведения о фирме-конкуренте (или партнере по бизнесу). Специалисты относят такой сбор информации о конкурентах и других субъектах предпринимательской деятельности к обычному маркетингу и выделяют следующие основные направления, по которым производится сбор информации:

  • 1) информация о рынке (цена, условия договоров, скидки, доля на рынке и тенденции ее изменения, рыночная политика и планы, численность и расстановка торговых агентов и так далее);
  • 2) информация о производстве продукции (номенклатура изделий, оценка качества и эффективности, технология и оборудование, уровень издержек и так далее);
  • 3) информация об организационных особенностях и финансах (выявление лиц, принимающих ключевые решения, и их философии, главных проблем, программ проведения научно-исследовательских работ и т.д.)

Собранная таким образом информация с помощью системного анализа позволяет получить полное представление о наиболее уязвимых местах другой компании, что значительно укрепляет собственные позиции в конкурентной борьбе. Однако методы сбора информации могут быть признаны противозаконными только в том случае, если обладатель коммерческой тайны сможет доказать не только то, что эта информация отвечала всем установленным законом критериям охраноспособности, но и что конкретное лицо получило доступ к ней, используя незаконные способы (то есть фактически необходимо доказать наличие обстоятельств, указанных в ч.4 ст.4 Закона "О коммерческой тайне"). В ряде случаев возможность доступа определенной категории лиц к информации, составляющей коммерческую тайну, может быть обусловлена прямым требованием различных законодательных актов.

Но правовыми актами законность доступа к определенной информации, даже если обладателем она отнесена к разряду коммерческой тайны, может быть установлена не только для государственных органов, но и для других субъектов. В качестве примера можно привести следующий прецедент из судебной практики. АО "Армейские инвестиции" подало в суд иск с целью обязать некоммерческое партнерство "Первая судоходная депозитарно-клиринговая компания" предоставить данные из реестра АО "Союз" о наименовании зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг. Архангельский областной арбитражный суд иск "Армейских инвестиций" удовлетворил, признав, что "Первая судоходная депозитарно-клиринговая компания", которая является реестродержателем АО "Союз", согласно требованиям Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", обязана предоставлять требуемые сведения всем зарегистрированным лицам, владеющим одним процентом и более обыкновенных акций общества. "Армейские инвестиции" являются владельцем 1,2 процента от общего числа обыкновенных акций.

Но держатель реестра не собирался так просто расставаться с "секретной" информацией. Им была направлена кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. В жалобе ответчик приводил новый аргумент: запрос АО "Армейские инвестиции" о предоставлении сведений подписан председателем совета директоров без удостоверения его полномочий, кроме того, он не заверен печатью. Следовательно, передавать конфиденциальную информацию держателям акций нет оснований, кроме того, они могут использовать эту информацию во вред акционерам. Федеральный арбитражный суд с опасениями заявителя жалобы не согласился. Из первоначального ответа "Первой судоходной компании" на запрос "Армейских инвестиций" следует, что этот запрос был расценен как исходящий от надлежащего лица. А отказ был мотивирован исключительно тем, что информация содержит коммерческую тайну и является конфиденциальной. Вопрос о предполагаемых действиях номинальных держателей акций, сказано в постановлении суда, не имеет отношения к предмету иска. Таким образом, как "Армейские инвестиции" могут распорядиться полученными сведениями - значения для данного спора не имеет. Лица, добровольно вступившие в сферу отношений, регулируемых Законом "О рынке ценных бумаг", тем самым обязались следовать тем нормам поведения, которые им установлены.

Основным фактором, способствующим защите информации, остаются пока режимные. т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен или уже фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по недопущению его удовлетворения. Принятие специальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит прежде всего от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов. Безусловно, хранить секрет его владельцу, если он больше никому не известен, не представляет большой сложности и затрат на его охрану. Он сам не должен допустить к нему третьих лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носитель информации (документ, дискета, предмет) должен иметь соответствующее место хранения (не письменный стол, а сейф или другое недоступное для других лиц место). Несколько усложняется охрана этих сведений, когда о ее наличии становится известно заинтересованным лицам. Возникает необходимость ограничивать доступ посторонних лиц к месту хранения секретных материалов. Предприятия, фирмы, объединения, где имеется не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более сложный объект защиты. Возникает вопрос о необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т.е. которые функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности.

коммерческая банк тайна посягательство

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >