Элементы аттрактивности ландшафтов

Специалисты в области рекреационной географии стремятся так или иначе охарактеризовать такую сторону ландшафтов, как их привлекательность. Они выделяют ряд критериев, по которым можно было бы её оценить. В литературе называются такие ведущие признаки, определяющие рекреационное качество ландшафта, как контрастность форм рельефа Анопин, В.Н. Географические основы лесной рекультивации деградированных урболандшафтов Нижнего Поволжья: [Текст] / В.Н. Анонин. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2005. - С. 11., мозаичность Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика: [Текст] - М.: Гардарики, 1999. - С. 29. и типологический спектр лесов Исаченко, Г.А. Ландшафтно-динамическое картографирование и будущее: [Текст] // Изв. РГО. - 1994. - Вып. 3, С. 9., наличие водных объектов, ягодных и грибных угодий Пузаченко, Ю.Г. Методологические основы измерения сложности ландшафта: [Текст] // Изв. РАН. Серия географическая. - 1995. - №4. - С. 30 -- 31. , транспортная доступность Поволжский экологический вестник / ВОРЭА; Науч. ред. В.Ф. Желтобрюхов; Редкол. М.А. Шубин и др. Вып.10. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - С. 134..

Если привести в систему те проявления, что определяют аттрактивные свойства местности, то можно выделить три блока таких свойств:

  • · топологические,
  • · функциональные,
  • · эстетические.

Привлекательны уникальные (индивидуальные, т.е. неповторимые) места, определяемые прилагательным “самый” (самый большой, самый высокий, самый глубокий и т.д.). В Волгоградской области, да и во всей России таких мест множество. К уникальной местности следует отнести любой зарегистрированный памятник природы, при этом, чем выше статус такого памятника, тем выше показатель его уникальности. Высокой привлекательностью обладают территории, где обычные рекреационные ресурсы сплетаются в редкий по богатству сочетаний клубок, к примеру: лес, озеро, река, горы, равнинные участки - все в одном месте. Здесь на первый план выступают мозаичные, композиционные свойства ландшафта. Значение имеет наличие и качество водных объектов - рек, озер, водохранилищ, древесной растительности - хвойных или смешанных лесов, куртин и рощ. Они обогащают пейзаж, насыщают цветовую гамму, создают дополнительные рекреационные возможности и, в целом, повышают привлекательность ландшафтов Большаник, П.В. Рекреационная география: [Текст] / учебное пособие. - Омск: Изд-во ОГУ, 2003. - С. 239.. Это топологические характеристики местности.

Учитывая утилитарные, потребительские запросы человека в отношении природы, к привлекательным следует отнести места, обладающие благоприятными условиями для любительских промыслов (грибной и ягодной охоты, рыбалки, непромышленной охоты на зверей и птиц и пр.) или для садово-дачного обустройства. Богатые фито- и зооресурсы - необходимое условие для любительских промыслов, плодородие почвы, наличие ровных площадок - условие для отчуждения территории под садово-дачную застройку. Это функциональные (утилитарные) характеристики местности.

Наиболее трудно формализуемой характеристикой являются эстетические качества места. Понятие “эстетика места”, применяемое здесь, отражает способность его воздействовать некоторым своими качествами на нервную систему человека, на психоэмоциональную сферу рекреанта. Определяющим является фактор возникновения положительных эмоций. Эстетические качества с большим трудом могут быть сформулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответствующее значение для проектирования. Однако, несмотря на эти трудности, некоторые ученые считают, что именно эстетический подход к планированию ландшафтов будет вызывать в будущем самый пристальный интерес Преображенский, В.С., Зорин, И.В., Квартальнов, В.А., Веденин, Ю.А. и др.  Теория рекреалогии и рекреационной географии: [Текст] - М.: Высшая школа: 1992. - С. 167..

Что должно стать объектом исследования при изучении такой характеристики, как эстетические качества местности? По всей видимости, то, что давно волнует всех художников, изучающих и познающих по-своему этот мир, - пейзаж. “Пейзаж, который является особым местом проявления отношений между индивидуумом, обществом и окружающей средой, завоевывает в настоящее время социальный статут. Он становится одновременно объектом исследования и познания. Он все больше заставляет признать себя предметом сознательного созидания” Цит. по: Охрана окружающей среды: [Текст] / под ред. А.С. Степановских. - М.: ЮНИТИ, 2001. - С. 312., - отмечает Реми Перельман, директор французского Национального агрономического института по проблемам пейзажа. Пейзаж стал объектом пристального внимания исследователей в странах старой Европы, Северной Америки, прежде всего в странах, индустриально развитых.

Самое общее значение слова “пейзаж” [от франц. paysage - местность, страна] - вид какой-либо местности (в этом отношении “пейзаж” является синонимом обыденного значения слова “ландшафт”); в искусстве пейзаж - это изображение природы, например, картина, рисунок в живописи, описание природы в литературном произведении. Пейзажист - художник, специализирующийся в области пейзажа Вронский, В.А. Указ. соч. - С. 208..

В восприятии красоты природы принимают участие все наши чувства, при этом созерцание местности, ландшафта дает нам лишь часть того, что мы чувственно воспринимаем в нем. Между всеми видами чувственных восприятий (визуальное, аудитивное, тактильное, вкусовое, обонятельное), существует непосредственная внутренняя связь (синэстезия - взаимодействие восприятий), без которой индивид в целом просто немыслим. И все же в восприятии ландшафтов или их живописных изображений - пейзажей, самая важная роль принадлежит зрению, которое, как известно, еще Платон вместе со слухом отнес к "высшим" чувствам, в отличие от низших (обоняния, вкуса и осязания). Высшие чувства называют также чувствами дальнего действия.

Пейзаж - самый доступный элемент природы. Его восприятие может происходить и с близкого, и с далекого расстояния. В этом отношении он является всеобщим достоянием, как, скажем, облик города или фасады зданий. Возможно, именно в силу всеобщей значимости такой характеристики места, как пейзаж, на изучение его в последние десятилетия обращены взоры многих специалистов. Пейзаж стал интересовать не только художников, но и градостроителей, географов, биологов Шарыгин, М.Д. Эколого-экономические районы: [Текст] - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. - С. 90..

Методы предлагаемых классификаций пейзажей основываются на разделении пейзажей на всё меньшие однородные единицы, которые описываются с большей или меньшей точностью. Описание этих единиц (катены, экотипы, урочища, интерьеры пейзажей) дает обширную информацию о пейзаже, которая может быть использована практически. Можно выделить три направления в анализе пейзажей: географическое, биологическое и архитектурное. Существует ряд работ, описывающих методики по отдельным направлениям Поморов, С.Б. Аттрактивность - фундаментальная характеристика ландшафтов при проектировании рекреационных объектов и систем: [Текст] // Ползуновский альманах (Барнаул: АлтГТУ). - 1999. - №1. - С. 130. . Каждое из направлений опирается на специфический аппарат, выработанный научной дисциплиной. Так, архитектурное направление решает проблему композиции в пейзаже, т.е. выявляет ценности, необходимые для его формирования.

Какие ценности будут играть главную роль в оценке пейзажа? Ценный пейзаж, прежде всего, должен отличаться высокой степенью естественности и малой насыщенностью вторичными элементами. Неизменённый природный пейзаж становится редким явлением на планете, ценность его непрерывно возрастает по мере исчезновения “белых пятен” и доступностью прежде недосягаемых мест. Особенно высокое значение он имеет для городского жителя, проживающего в окружении пейзажей из асфальта и бетона; горожане в наибольшей мере отчужденны от живой, девственной природы и воссоединяются с ней лишь в недолгие моменты загородного отдыха.

Следует согласиться с точным высказыванием одного из признанных экспертов по туризму И. Криппендорфа: “Главную привлекательность туризма составляют не отели, канатные дороги, подъемники и бассейны. В центре внимания, как и прежде, находятся эстетические свойства ландшафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют решающую роль. Значение же инженерных сооружений часто переоценивают. В конце концов, они только средства достижения цели и служат для того, чтобы удобней и полней можно было пользоваться природой и ландшафтом” Цит. по: Кусков, А.С., Голубева, В.Л., Лысикова, О.В., Лопатухина, Е.Б.  Основы рекреационной  географии: [Текст] / курс лекций. - Саратов: Изд-во СГУ, 2004. - С. 182..

Особенно заметный вред природному пейзажу наносят элементы антропогенного происхождения, резко нарушающие его композиционную целостность. Назовем это явление захламленностью естественных пейзажей антропогенным мусором. Захламленность пейзажей - одна из очевидных репеллентных характеристик местности. Визуальным признаком захламленности является перегруженность пейзажа элементами, имеющими характер прямых линий. Прямая линия практически не существует в природе, она устойчиво ассоциируется с бездушной индустриальной застройкой, с ландшафтами, деформированными и "задавленными" промышленными предприятиями, дорогами, линями электропередач и т.п. По мнению Я. Янецкого, количественная доля (в %) прямых линий в поле зрения должна быть основным критерием кода оценки пейзажа с точки зрения его ценности. На этом основана теория прямых линий в пейзаже О теории Я. Янецкого см.: Тарасов, А.И. Рекреационное лесопользование: [Текст] - М.: Колос, 1986. - С. 11.. Можно согласиться с подобным подходом, однако, по всей видимости, полезно от двухмерной характеристики единицы (кода) измерения перейти к многомерной (по известной аналогии при изучении архитектурной композиции: точка-линия-плоскость-объём-пространство). В таком случае плоскость также может выступать в качестве критерия оценки. Искусственно созданная, нерасчлененная плоскость (её доля, т.е. площадь, в поле зрения), противопоставленная по своим цветофактурным качествам естественному фону тоже является антропогенным мусором в пейзаже. Банальный пример загрязнения видовой картины подобным сором - это протяжённый нерасчлененный фасад здания, выполненный из “неместных” строительных материалов - железобетона, алюминиевых панелей-сендвичей. Более того, синэстезия чувственных восприятий говорит нам о том, что инородный шум (звук бензопилы в лесу), или “городские” тактильные ощущения (путешествие в гору по асфальтовой дорожке) - те же загрязнители Колотова, Е.В.  Рекреационное ресурсоведение: [Текст] - М.: 1998. - С. 129..

Ценностными признаками пейзажей, которые могут воздействовать на чувства, настроения, на физическое и психоэмоциональное состояние человека, по мнению некоторых исследователей (в первую очередь, медиков и психологов), являются цвет, яркость, форма, пространственная структура объектов в границах полей зрения. Естественные пейзажи дают нам бесконечную цветофактурную гамму, которая меняется от сезона к сезону. При проектировании рекреационных объектов важно учитывать, имеются ли на местности устойчивые цветовые комбинации, обусловленные сосуществованием растительных сообществ, и принимать во внимание характер их воздействия на отдыхающих. Цветность пейзажа (цветовая палитра пейзажа), в противоположность бесцветности, обогащает аттрактивные качества ландшафта.

Большое значение имеет такая характеристика, как многоплановость пейзажа. Один пейзаж может отличаться от другого мерой “выявленности” пространства, насыщенности изобразительными предметами. В фотографии, как и в живописи, существует градация: крупный план - средний план - далекий (мелкий) план. Если взять раму картины (или рамку фотокадра), то изображение, попадающее в её пределы, можно соответственно классифицировать (по крупности изображения и степени удаленности от зрителя) на “портрет” - “группу (картину)” - “панораму”. Понятно, что пейзаж-портрет и пейзаж-панорама отличаются друг от друга и по-разному воздействуют на зрителя. Портрет - это ограниченное число предметов восприятия, возможность детального их прочтения, одноплановость изображения (передний план). Панорама, в противовес портрету, - это большое число обозреваемых предметов, наличие нескольких изобразительных планов, выбираемых зрителем произвольно. Пейзаж-портрет доступен зрителю всегда, пейзаж-панорама - иногда. Каждый, кто взбирался хоть однажды на гору, помнит могучий всплеск чувств, “захватывающих дух”, не просто в мгновение покорения вершины, но в момент обзора открывающейся панорамы. Чем выше степень “панорамности” пейзажа, тем потенциально больше “изобразительных картин (планов)” оказывается в поле зрения человека. Многоплановость является сущностным признаком, наряду с цветофактурными качествами, живописности пейзажей. Не напрасно считается, что горные территории по живописности намного превосходят равнинные. Поэтому столь значимо, имеются ли на оцениваемой местности возвышенные места - вершинные части хребтов, перевалы и пр., способные служить точками панорамного обзора. С высоких точек открывается возможность обозревать величие, мощь и красоту горных сооружений. Обрывы, скалы, осыпи, курумы, каньоны горных рек, пороги, водопады и т.п. оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя и, зачастую, навсегда остаются в памяти человека.

Особенно привлекательны места, где на одной панораме можно обозревать различные, контрастные ландшафты - горы и равнину, лес и степь, пестроцветные альпийские луга и снежные вершины. Педагог знаменитой пионерной дизайн-школы “Баухауз” Йоханнес Иттен указывал на возможность прочтения не менее 20 разновидностей контрастов, воспринимаемых визуально. Контрасты трактуются им как крайности в качественном многообразии мира Там же. - С. 130.. Контраст проявляется в форме, цвете, текстуре, пропорциях, пространственных построениях, пластике и пр. Содержательное родство контрастов в искусстве и в природе не вызывает сомнений.

Итак, аттрактивные свойства ландшафтов - ключевая характеристика, определяющая рекреационный потенциал места. Она охватывает такие важные значения: отдыхая здесь, я могу “проделывать” - купаться, кататься с гор, удить рыбу (функциональные), изучать особенности местности (топологические), любоваться природой (эстетические).

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >