ПЕЧАТЬ, РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ: Газеты на любой вкус

Существующая система СМИ складывалась постепенно: вначале были только газеты и журналы, в XIX в. добавились информационные службы, а в XX в. - сначала радиостанции, а потом и студии телевидения. Сегодня только в Санкт-Петербурге действуют свыше десяти телеканалов и телекомпаний. Средства массовой информации - самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. Каждая форма СМИ имеет свою знаковую систему: печать или пресса - письменное слово или визуальный образ; радио - устное слово, музыку; телевидение синтезирует устное слово, движущееся изображение и музыку на общем фоне симфонии красок.

Типология - это метод научного познания системного объекта с помощью обобщенной, идеализированной модели. Для типологии журналистики характерно выявление специфических закономерностей, качеств и свойств, присущих отдельным группам изданий. Рассматривая структуру медиаполитической системы России с учетом взаимодействия власти и СМИ, воздействия на прессу финансово-промышленных группировок и политических кланов, И.И. Засурский выделяет три ее уровня: первый состоит из электронных всероссийских СМИ, формирующие единое информационное пространство (как правило, пресса контролируется политизированным капиталом или находится в собственности государства); второй - это печатные и электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального охвата, коммерческие издания, теле- и радиокомпании (привлекательны для рекламодателей); третий уровень - региональные электронные и печатные СМИ. Правда, утверждает Засурский, есть и четвертый уровень - Интернет. Глобальная коммуникационная Среда представляет собой огромный набор коммуникационных каналов, которые тоже могут пользоваться медиаполитической системой, например, для выброса компромата, который затем может подхватываться на любом уровне информационной системы, тиражироваться в коммерческих и политизированных медиа.

Вместо однородной партийно-советской печати, имевшей различия в основном по своему иерархическому строению, не отличавшейся по содержанию и оформлению, появилась пресса самого разнообразного толка с чертами, свойственными СМИ рыночного общества. Печать разделилась на качественную и массовую; государственную и: коммерческую; официозную, отражающую точку зрения правительства, и независимую, выражающую мнение своего издателя, учредителя, редакционного коллектива; правящую (рупор властных структур) и оппозиционную, политизированную и деполитизированную, далекую от политических вопросов и баталий; деловую и развлекательную; легитимную и нелегитимную (официально незарегистрированную); национальную и транснациональную, выходящую в границах ближнего л дальнего зарубежья. Появились и новые формы печатных изданий - дайджесты, журналы-ревю, журналы на дискетах, электронные версии газет и журналов, продолжающие тематику телевизионных программ, русские версии известных западных журналов.

Газеты различаются: по периодичности выхода - ежедневные, еженедельные, ежемесячные; по остальным издательским характеристикам - формату, объему издания; по масштабам аудитории, или региону распространения - общенациональные, региональные, местные (городские, районные, многотиражные); по целевому назначению, - общеполитические, ведомственные, корпоративные, профессиональные; по характеру аудитории - развлекательные, рекламные, коммерческие, по типу учредителя - частное лицо, редакция, коммерческая или властная структуры, политическая партия. Абсолютное большинство изданий проходят регистрацию в соответствующих государственных инстанциях и вполне законны, но отдельные газеты считаются нелегитимными потому, что имеют тираж менее тысячи экземпляров (свидетельство о регистрации получать не нужно) или отказываются от регистрации по иным причинам, предпочитая выходить полулегально.

Рассмотрим подробнее некоторые типы печати. С целью информационного обслуживания рынка, анализа его проблем и динамики возникли деловые газеты, отличающиеся друг от друга тематическими и аудиторными особенностями. Если "КоммерсантЪ" ориентирован на деловые круги, связанные с западным бизнесом, то ""Биржевые новости" (учредитель - Всероссийский биржевой банк) удовлетворяют интересы тех бизнесменов, которых волнуют проблемы сотрудничества с Китаем и Юго-Восточной Азией. "Деловой Петербург" и "Деловое обозрение" рассчитаны на широкий круг предпринимательства, а "Санкт-Петербургское Эхо" стремится к экономическому и правовому просвещению граждан, публикуя документы администрации губернатора и Федерального правительства. В то же время "Эхо" сознательно отказывается от высказывания политической позиции и критического анализа ситуаций, явлений, а также публикуемых нормативных актов. То есть в развернувшейся в начале 90-х гг. дискуссии среди журналистов о том, какой должна быть пресса в эпоху многопартийности - "газетой мнений" или "газетой новостей", Редакция "Санкт-Петербургского эха" твердо стало на позиции сугубо новостного направления в журналистике. В числе важнейших функций деловой прессы:

  • · анализ главных событий в стране и их влияния на деловую жизнь;
  • · информирование о международных экономических новостях;
  • · анализ социальных проблем, связанных с изменениями в сфере экономики;
  • · распространение делового опыта, расширение делового кругозора;
  • · обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией;
  • · анализ влияния коммерческой информации на экономику;
  • · формирование идеологии бизнеса.

У каждого типа прессы своя специализация. Так, в деловой прессе можно выделить качественные газеты и журналы ("КоммерсантЪ", "КоммерсантЪ-Деньги", "Деловой мир", "Экономика и жизнь", "Эксперт" и др.), деловые издания коммерческих организаций ("Вестник ФКЦБ" - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Книжный бизнес", "Маркетинг" и др.), популярные информационно-коммерческие еженедельники (самостоятельные издания - "Деловая женщина", "Человек и карьера", "Бизнес для всех", "Компания", "Профиль"; региональные - "Деловой Петербург", "Деловая Пенза", "Деловая Москва" и др.). Политическая пресса представлена изданиями коммунистической направленности ("Правда", "Слово", "Правда-пять", "Народная правда", "Молния" и т.д.); газетами национально-патриотических па] и движений ("Отечество", "Русский вестник", "Наше время", "Память", ЛДПР, "Русский собор" и др.) и изданиями демократического направления ("Демократичен Россия", "Демократическая газета", "Альтернатива", "Речь"). После резкого повышения издательских расходов многие издания стали убыточны.

В отряде религиозных СМИ - столичные газеты и журналы "Жизнь вечная", "Радонеж", "Русь державная", "Путь православная", "Православное чтение" и многочисленные провинциальные издания - "Пензенские епархиальные ведомости", "Православная Тверь", "Православный голос Кубани", "Православный Санкт-Петербург", "Благодатные лучи" (Псков) и т.д. Многие рассчитаны на разные читательские группы - возрастные, социальные: предназначены для семьи ("Семейная православная газета"), для военнослужащих ("Благовест"), для заключенных ("Утоли мои печати"), для студентов ("Татьянин День"). На российском информационном рынке можно найти прессу и других конфессий (например, журнал "Лютеранский Петербург" и др.). Заметим, что и в общеполитических изданиях выпускаются религиозные приложения: в "Советской России" - "Русь православная", в "Независимой газете" - "НГ-религия".

В Санкт-Петербурге в 2006 г. помимо прессы общего типа ("Санкт-Петербургские ведомости", "Смена", "Петербургский час пик", "Вечерний Петербург", областные "Вести" и др.) выходило 128 газет, тяготеющих к той или иной тематике. Специализированные издания распределились тогда следующим образом:

  • 1. Деловые и финансовые газеты - 22 изданий
  • 2. Рекламные (в том числе и бесплатные) - 56
  • 3. Литературно-художественные и на темы культуры - 9
  • 4. Юридические и официальные - 8
  • 5. Медицинской тематики - 17
  • 6. Спортивной тематики - 8
  • 7. Педагогической тематики - 3
  • 8. Криминальной тематики - 4
  • 9. Компьютерной тематики - 7
  • 10. На темы строительства и недвижимости - 8
  • 11. О НЛО и непознанном - 4
  • 12. Религиозной тематики - 5
  • 13. Для любителей юмора - 9
  • 14. Для сельских жителей и садоводов - 1
  • 15. Военной тематики - 3
  • 16. Для автолюбителей - 4
  • 17. Для туристов - 3
  • 18. Молодежная пресса - 5
  • 19. Газеты для женщин - 8
  • 20. Пресса для детей - 4
  • 21. Газеты на иностранных языках - 8 изданий.

Каждое издание имеет собственную целевую аудиторию в соответствии с профессиональным назначением, возрастом, наклонностями, предпочтениями, социальным происхождением и другими социально-политическими и демографическими признаками.

У станций метрополитена каждый день раздают бесплатно "Асток-пресс", "Привет, Петербург". "Утро Петербурга", "Метро", "Рекламу-плюс", "Экстра-Балт". Наконец, по субботам каждая семья вынимает из почтового ящика очередной номер бесплатной газеты "Центр-плюс".

Кстати, предтечей бесплатных газет в свое время была знаменитая "Копейка", основанная в 1907 г. в Петербурге, имевшая ничтожный номинал (1 коп.) и огромный тираж, распространяемый по всей России. Здесь уместно вспомнить и другой дореволюционный опыт. После того как царским манифестом 17 октября 1905 г. была отменена предварительная цензура, появились не только новые общественно-политические массовые газеты, но и деловая пресса, научно-просветительские, профессиональные, музыкальные, художественные, театральные, детские, женские, семейные издания. Для крестьянского читателя Министерство внутренних дел издавало газету "Сельский вестник", которую в обязательном порядке выписывали 14 тысяч волостных управлений.

В общем потоке сегодняшней массовой, популярной прессы можно встретить издания, нацеленные на сравнительно узкую аудиторию, которым свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций, фотографии в них вытеснены авторскими комментариями, Такие газеты называют качественными. Они стали необходимы с того времени, как пресса стала влиятельным социально-политическим институтом. Обществу были нужны не только - и не столько - крикливые и развязные бульварные листки, будоражащие публику своей большей или меньшей желтизной, но и солидные, серьезные издания, которым можно было доверять. При этом спрос на периодическое издание, его тираж еще не определяют качественный уровень. Главное - в другом. В духовном начале, в интеллектуальном соучастии с читателями и стремлении глубоко, серьезно и беспристрастно проанализировать события. Компетентность авторов, профессиональные приоритеты в области аналитической интерпретации событий, чувство меры и ответственности, сдержанный стиль, скупость иллюстративного материала, солидный объем (обязательно больше 8-10 полос), стандартный формат (А 2), независимость по отношению к государственным и финансово-монополистическим институтам (что достигается экономической устойчивостью издателей-акционерных обществ) - таковы особенности качественной прессы, воплощающей тот тип периодического издания, который характерен для стабильного демократического общества, где царит дух национального согласия, утверждаются принципы человеческого достоинства, а социальные институты функционируют устойчиво. Качественная пресса стремится к диалогу со своим читателем, в ней четко разделены факт, анализ и комментарий. Для такой газеты неприемлема ангажированность. Качественными можно, к примеру, назвать "Известия", "КоммерсантЪ", "Труд", "Независимую". Здесь надо отметить, что после ухода в 2001 г. В. Третьякова с поста главного редактора "Независимой газеты", в издании произошли перемены, Из логотипа исчезло слово газета", появилось много фотографий, возрос объем и формационных материалов. А между тем, в 1990 г. в первом номере газеты Третьяков ставил перед изданием такие задачи:

  • 1. Полная информация (без изъятия тех или иных событий или фигур).
  • 2. Свобода комментария и представление всех точек зрения (давать разные мнения по одному поводу в виде специальной рубрики не как исключение, а как правило, то есть постоянно).
  • 3. "Нет" редакционным статьям с "единым мнением" (газета постарается приводить в первую очередь мнения очевидцев и специалистов, и не будет, кроме исключительных случаев, заявлять о каком-то едином общередакционном мнении).
  • 4. Независимость не только от власти (независимость только от официальной власти - это не независимость, а всего лишь оппозиционность; настоящая нет зависимость независима и от оппозиции).

Эта обязательная для качественной прессы программа реализуется сегодня "Независимой" не полностью.

Черты качественной прессы можно заметить в "Московских новостях", "Общей газете", "Литературной газете". Как на предшественника современной качественной прессы некоторые исследователи указывают на элитарную печать конца XIX в. По мнению Дениса Макуэйля, у нее были такие особенности: формальная независимость от государства и от иных структур, преследующих свои цели; признание важнейшей роли газеты в политической и социальной жизни общества высокоразвитое чувство социальной и этической ответственности; рождение профессии журналиста, под которой понимается объективное информирование, репортаж; осознание в то же время своей роли в создании и формировании точек зрения; часто - стремление идентифицировать себя с национальными интересами.

При анализе прессы важно учитывать также их идейную позицию и репутацию. Под репутацией обычно понимаются авторитетность, влиятельность, ответственность, взвешенность взгляда, респектабельность издания. Все это присущи изданиям "серьезным", а не скандальным, вульгарным, "желтым".

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >