Критерии информационной культуры человека

  • - умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
  • - эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов
  • - перерабатывать информацию и создавать качественно новую
  • - вести индивидуальные информационно-поисковые системы
  • - адекватно отбирать и оценивать информацию
  • - способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Уровни реализации информационной культуры

  • 1. когнитивный уровень - знания и умения;
  • 2. эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения;
  • 3. поведенческий - реальное и потенциальное поведение.

ИКТ - компетентность

ИКТ-компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета. Изначально необходимо рассмотреть, что стоит за термином «компетентность», который активно используется в отечественной педагогике и в официальных документах Министерства образования и науки России. Компетентности, которые необходимо формировать, не определены окончательно, как и само понятие компетентности. За основу понятия «компетентный человек» взяты способность человека принимать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждой предметной области вырабатывается своё понятие компетентности. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Если давать определение ИКТ-компетентности, то его можно ввести на базе определения ИКТ-грамотности.

ИКТ-грамотность - это использование персональных компьютеров, цифровых технологий, инструментов коммуникации и (или) сетей для создания информации, получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки информации для функционирования в современном обществе.

Данное понятие ИКТ-грамотности определяет навыки, умения, которыми должен обладать человек, грамотный в данном смысле.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности. При этом обращается особое внимание на то, как сформированы, обобщены познавательные, этические и технические навыки.

Приведенное выше определение ИКТ-компетентности далеко не единственное, например О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Л.Н. Горбуновой и А.М. Семибратовым «как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности». А.А. Елизаров понимает совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций . Таким образом, ИКТ-компетентность является ключевым фактором в образовании. Она является первым шагом на пути к достижению образовательных целей.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >