Требование к электронным учебникам

Критерии выбора средств

При выборе средств необходима оценка наличия: аппаратных средств определенной конфигурации; сертифицированных программных систем; специалистов требуемого уровня. Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем

памяти и др. Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

Рассмотрим некоторые элементы электронного учебника:

Электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия и усвоения знаний. Существенное значение имеет размер и начертание шрифта. В отношении печатных учебных пособий исследования показывают, что наклонные шрифты (курсив) могут использоваться для акцента или в исключительных случаях для дополнительного текста. Электронный вариант учебника позволяет выделить отдельные слова или фразы цветом и фоном, что с одной стороны улучшает наглядность, позволяет акцентировать внимание на главном, но с другой стороны, излишняя "пестрота" или недостаточная контрастность могут рассеивать внимание или затруднить чтение.

Такие учебники должны содержать большое количество иллюстративного материала. Для ограничения объема учебника (размеры файлов) и соответственно возможности его использования на более широком спектре компьютеров, целесообразно использование упакованных форматов графических файлов (GIF, JPEG и др.), использование ограниченной палитры цветов или векторных графических файлов, например WMF.

Использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Несмотря на большие размеры файлов, применять их целесообразно, т.к. восприятие и заинтересованность студентов повышаются и как следствие, улучшается качество знаний.

В традиционном обучении преобладают вербальные средства при предъявлении нового материала. В связи с этим, применение аудио фрагментов в электронном учебнике, позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизирует не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга. По данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации. Несмотря на развитие и улучшение мультимедийных средств в настоящее время большая часть компьютеров, используемых в обучении, еще не оснащена звуковыми системами. Кроме того, во время аудиторных занятий (при индивидуализированном обучении) звук целесообразнее воспроизводить с помощью наушников, а не внешних акустических систем (колонок). Таким образом, вышесказанное накладывает ограничения на использование электронных учебников, со встроенными звуковыми фрагментами.

Электронный учебник должен содержать гиперссылки по элементам учебника и возможно иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники. Желательно иметь содержание с быстрым переходом на нужную страницу.

Возможен, например, с помощью технологии OLE, запуск других компьютерных программ для показа примеров, тестирования и др. целей.

Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависят как от расположения информации на странице (экране компьютера), так и от последовательности идущих друг за другом страниц. Ведь, в отличие от печатного издания, в котором можно одновременно "заглядывать" в две страницы, держа промежуточные страницы в руках, в электронном учебнике это сделать невозможно. Но в связи с вышесказанным, электронный учебник должен позволять делать закладки в любом месте, отображать список закладок, отсортировав их в любом порядке.

В электронном учебнике должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом. Как отмечалось выше, электронный учебник может быть адаптирован к конкретному учебному плану ВУЗа и поэтому в списке литературы можно предусмотреть указание имеющегося в библиотеке количества книг или других изданий. Список литературы может быть дополнен не только ссылками на статьи в журналах, сборниках научных конференций и др., но также и на электронные публикации, размещенные на серверах учебного заведения или в сети Internet.

Несмотря на то, что сообщающее обучение недостаточно развивает творческие способности обучаемых и не обеспечивает индивидуализации, но этот вид обучения занимает достаточно большой процент времени. Информационно-иллюстративное обучение способствует усвоению большого по объему и достаточно сложного материала. Электронный учебник, включающий в себя не только текстовую и графическую информацию, но также звуковые и видеофрагменты позволяет индивидуализировать обучение, а в отличие от обычного (печатного) учебника обладает интерактивными возможностями, т.е. может предъявлять необходимую информацию по запросу обучаемого, что приближает его (электронный учебник) к обучению, проводимому под руководством преподавателя. Неотъемлемыми достоинствами однопользовательских компьютерных систем, являются ряд свойств, присущих только им. Возможность многократного "прогона" учебного материала положительно влияет на усвоение, закрепление полученных умений и навыков.

В числе других вопросов: учет эргономических аспектов взаимодействия программы с пользователем (обучаемым и /или обучающим).

Наилучшее расположение объекта информации в зависимости от величины самых мелких его деталей колеблется в пределах от 90 до 50 см от линии глаз воспринимающего. Ось зрения с плоскостью экрана должна составлять угол 900±100.

Наиболее существенная часть информации должна быть расположена в центре экрана, однако возможен сдвиг наиболее важного объекта информации от центра поля экрана под углом не более 30° от оси зрения в верхний левый квадрат. По данным ряда авторов раньше и с большей точностью обнаруживаются знаки, находящиеся в верхнем левом квадрате, откуда обычно начинается маршрут движения глаз при чтении.

При предъявлении более одного объекта графической информации (или нескольких разных смысловых элементов текста) их следует располагать таким образом, чтобы "технологический процесс" считывания при переходе с объекта на объект был направлен слева направо, хуже - по вертикали, еще хуже - смесь того и другого.

Горизонтальные линии на кадре подчеркивают широту и простор сюжета, а вертикальные - его высоту.

Расположение элементов на кадре снизу вверх воспринимается как развитие;- то же вниз - воспринимается как спад, - то же по часовой стрелке - воспринимается как цикличность.

Следует учитывать, что при считывании изображения с экрана глаз человека сначала схватывает предмет, форму в целом. Затем останавливается и анализирует яркие, контрастные информационно-емкие элементы. Поэтому в кадре должен быть выделен изобразительными средствами содержательный центр, четко намечены его связи со значимыми элементами и далее - со второстепенными и подчиненными. Всякая избыточность в рисунках, нагромождение второстепенных элементов, фигурных стрел и рамок рассеивает внимание, отвлекает от главного и нередко служит причиной иллюзорного восприятия информации.

При предъявлении любой знаковой информации следует учитывать, что повышение плотности фона ухудшает опознавание знака, а повышение плотности изображения знака по отношению к фону улучшает его опознавание и считывание.

Цветовое кодирование лучше всего соответствует задаче обнаружения или определения места сигнала, приводит к значительному уменьшению времени отыскания знака.

Кодирование частотой мелькания используют для немедленного привлечения внимания, однако делать это надо как можно реже, так как мелькание быстро утомляет работающего за терминалом.

Красный мелькающий свет традиционно используется в качестве аварийного сигнала и также может быть использован в некоторых случаях для экстренного привлечения внимания при работе с дисплеем.

При выборе начертания букв и цифр, а также оформлении всего текста следует учитывать следующее.

При начертании букв - оптимальное соотношение ширины букв к их высоте близко к 2: 3;Наиболее приемлемым соотношением с точки зрения восприятия толщины обводки к высоте букв является 1:6 для прямой контрастности (черные буквы на белом фоне) и 1:10 для обратной контрастности (белые буквы на черном фоне).

При начертании цифр Цифры, образованные прямыми линиями (как на почтовых конвертах) по скорости и точности опознавания выгодно отличаются от цифр обычного типа.

При написании слов и чисел расстояние между буквами и цифрами должно составлять 0, 2... 0, 3 их ширины.

Расстояние между строчками текста подбирается в соответствии с высотой букв (в пределах от 1:1 до 1: 1, 2) и с учетом длины строк. Чем длиннее строчки, тем больше должно быть расстояние между ними. Так, машинописный текст, напечатанный через один интервал с длиной строки во весь лист, читается значительно хуже, чем тот же текст, напечатанный через два интервала. Но в то же время короткие строчки машинописи (например, стихи) читаются лучше при напечатании через один интервал.

Длина строки удобнее для чтения тогда, когда фиксация ее центра позволяет периферическим зрением охватывать всю строку. Слишком близкое расположение окончания строчек к краю экрана, когда отдельные буквы подходят вплотную к краям экрана, ухудшает чтение текста. Наличие рисунков, схем, чертежей внутри текста, в том случае, когда строка текста прерывается рисунком и продолжается после него, затрудняет восприятие текста.

При выделении смысловых элементов текста, кроме использования красных строк, прописных букв, кодирования цветом, можно использовать усиление жирности букв или их яркости (при быстром выборочном чтении, когда необходимо обратить внимание на наиболее важное) или курсивный шрифт (когда весь текст предназначен для внимательного чтения, но необходимо обратить особое внимание на главную мысль).

При графическом изображении функциональных зависимостей предпочтительнее применять ломаную линию, а не диаграммы, состоящие из вертикальных или горизонтальных столбцов. Изображение графика ломаной линией повышает скорость и точность передачи информации. Когда необходимо сравнить несколько функций, то целесообразнее прибегнуть к многолинейному графику, т.е. на одном графике отображать несколько функциональных зависимостей (но не более четырех), чем использовать несколько однолинейных (однофункциональных) графиков.

Для увеличения точности чтения чертежей, карт, схем можно рекомендовать повышенную разницу в обводке основных и второстепенных деталей объекта.

На многолинейном графике необходимо ввести различительные признаки линий для безошибочного их восприятия. Различием линий по толщине, цвету и яркости можно пользоваться для акцентирования одной кривой из семейства однородных кривых. Для черно-белых экранов чаще всего применяют различное начертание линий. Линии на графике с нанесенными на них крестиками, кружками, квадратами и треугольниками (вершиной вверх) различать легче, чем линии с внутренней структурой или составленные из однородных элементов: штрихов, точек и т.п

Используя цвет в передаче информации на дисплее, следует учитывать:

  • 1. Чувствительность глаза различна к разным участкам спектра. В условиях дневного освещения чувствительность глаза наиболее высока к желтым и зеленым лучам. По данным экспериментальных исследований, зеленый цвет на экране дает несколько лучшие результаты по скорости и точности чтения, чем оранжево-желтый.
  • 2. При длительном цветовом воздействии на глаз снижается его чувствительность к данному цвету. Наибольшее падение чувствительности наблюдается для сине-фиолетового цвета, наименьшее - для зеленого и желтого, т.е. синий цвет наиболее утомляет глаз.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >